Содержание

Сведения о ликвидации субъектов хозяйствования

Вопросы и ответы по применению Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»

Субъектам хозяйствования/Ликвидация (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования

В случае прекращения процесса ликвидации юридического лица по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа этого юридического лица, уполномоченного на то уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), сведения об этом с указанием на соответствующее решение и дату его принятия должны быть представлены юридическим лицом в регистрирующий орган.

В этом случае порядок отмены процедуры ликвидации должен осуществляться по аналогии с порядком ликвидации: в регистрирующий орган представляется заявление субъекта хозяйствования с просьбой о внесении в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведений об отмене процедуры его ликвидации, содержащее дату принятия такого решения и сведения о назначенном руководителе, и само решение (для юридических лиц).

Кроме того поскольку размещаемые на сайте журнала «Юстиция Беларуси» сведения о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования содержат также дату отмены решения о его ликвидации (прекращении деятельности), субъекту хозяйствования по аналогии с процедурой ликвидации целесообразно было бы также письменно уведомить своих кредиторов об отмене решения о ликвидации.

Решение о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя связано с волеизъявлением гражданина. Гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, может возобновить предпринимательскую деятельность до момента принятия решения регистрирующего органа об исключении предпринимателя из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГР). В этом случае индивидуальному предпринимателю необходимо подать в регистрирующий орган заявление об отмене ранее принятого решения о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.

На основании такого заявления регистрирующий орган вносит соответствующие сведения в ЕГР и посредством автоматизированной информационной системы «Взаимодействие» передает необходимую информацию в налоговые, таможенные органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, обособленное подразделение РУП «Белгосстрах», территориальный (городской или районный) архив.

Таким же образом разрешается ситуация при поступлении в регистрирующий орган заявления и решения собственника имущества унитарного предприятия, либо протокола учредителей (участников) юридического лица иной организационно-правовой формы об отмене решения о ликвидации.

Законодательством Республики Беларусь при определении перечня документов, представляемых для совершения той или иной процедуры, четко указывается, в каких случаях возможно представление документа в виде его копии. Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», установлен исчерпывающий перечень представляемых в регистрирующий орган документов.

При этом Декретом четко определено, что в регистрирующий орган представляется легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенная копия указанных документов.

В соответствии с частью третьей пункта 6 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», срок ликвидации (прекращения деятельности), устанавливаемый собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) (индивидуальным предпринимателем), не может превышать девяти месяцев со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности). Данный срок может быть продлен по решению указанных лиц, но не более чем до двенадцати месяцев.

Установленная форма заявлений о ликвидации юридического лица и прекращении деятельности индивидуального предпринимателя содержит сведения о сроке ликвидации (прекращении деятельности), необходимые для заполнения заявителями и, соответственно, для внесения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регистрирующим органом.

Нарушение субъектом хозяйствования сроков ликвидации согласно абзацу шестому подпункта 3.2 пункта 3 вышеназванного Положения может явиться основанием для обращения кредиторов, уполномоченных государственных органов в экономический суд с иском о ликвидации такого юридического лица.

Как быстро и бесплатно узнать о ликвидации ООО или собрать на него информацию

Сегодня, для того, чтобы узнать о том, ликвидировано ли ООО совсем необязательно составлять запрос, распечатывать его на бумаге и везти в налоговую инспекцию. Все сведения можно получить, не покидая дома или офиса. Наша новая статья расскажет читателям о том, как это можно сделать легко и совершенно бесплатно.

Выписка из ЕГРЮЛ

Это самый распространенный и простой способ получения информации об ООО. Для это следует зайти на сайт ФНС РФ (https://egrul.nalog.ru/index.html) и получить выписку из ЕГРЮЛ. Сервис предложит указать в поисковой строке название фирмы, либо ее ОГРН или ИНН. Следует сразу предупредить, что в этом случае, лучше всего, использовать ОГРН либо ИНН компании. Они индивидуальны. А вот юрлиц с одним и тем же наименованием может быть очень много и система сформирует целый список организаций с такими же или похожими названиями. Это крайне неудобно для поиска и придется потратить время, чтобы найти нужную организацию. Поэтому для поиска используйте ИНН либо ОГРН.

Выписка будет сформирована в формате PDF. Информация о том является ли ООО действующим или уже ликвидировано — находится в самом конце документа. Данная выписка с web — сайта ФНС РФ предоставляется абсолютно бесплатно. Более того, с недавних пор она подписана усиленной квалифицированной электронной подписью ФНС РФ. Еще 2 — 3 года назад для скачивания документа, подписанного УКЭП, надо было использовать личный кабинет на сайте фискальных органов. А сегодня его (документ, конечно) может получить любой желающий.

Сайты судебных решений

Несмотря на то, что выписка из ЕГРЮЛ является лучшим из доступных и бесплатных способов для получения информации об ООО — она имеет один существенный недостаток. Последний заключается в том, что сведения в ЕГРЮЛ не всегда отражают реальное положение вещей. Например, фирма давно не работает и суд принял решение о ее ликвидации, однако реестр всё еще содержит сведения о компании, как о действующем юрлице. Это происходит в силу разных причин: нерасторопность фискальных органов, требования закона, технические проблемы и так далее.

Так, ООО может не работать годами, не сдавать отчеты и тем не менее считаться действующей организацией. Правда в последние 2 года ФНС РФ принялась активно «чистить» реестр от подобных фирм, однако их остаётся еще очень много. У налоговой инспекции просто не хватает сил, чтобы закрыть эти ООО. Да и сама процедура административной ликвидации занимает почти полтора года. Так, в соответствии со ст. 21.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП № 129 — ФЗ от 08.08.2001 года, фискальные органы вправе исключить из ЕГРЮЛ компанию, когда она в течении 12 месяцев не сдаёт отчеты и не проводит операции хотя бы по одному банковскому счету. То есть год уже есть. К этому периоду следует прибавить срок, по истечении которого у местной ИФНС «дойдут руки» до такой фирмы. А это может быть и полгода, и год и даже несколько лет. Ну и наконец сам срок ликвидации составляет полгода. И всё это время, недействующее ООО может спокойно числиться в ЕГРЮЛ, как работающая фирма.

Более того, сами налоговые органы не всегда оперативно вносят информацию в ЕГРЮЛ о ликвидации компании в административном порядке. Например, суд еще в сентябре 2018 года вынес решение о принудительной ликвидации ООО «Мак Дак Ломбард» по иску ЦБ РФ (решение арбитражного суда Красноярского края по делу №А33 — 15294/2018 от 05.09.2018 года). Регистрирующий орган был обязан внести сведения о данном факте в ЕГРЮЛ. Однако по состоянию на 22.02.2019 года этой информации в реестре до сих пор нет (выписка из ЕГРЮЛ от 22.02.2019 года. ОГРН 1142468060162).

Поэтому, мы рекомендуем, при проверке ООО, не ограничиваться выпиской из реестра, а использовать ещё и картотеку арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru) с web — сайта арбитражных судов.Здесь можно осуществлять поиск по названию фирмы, ее ИНН и ОГРН. И если суд принял решение о ликвидации компании, то вы легко найдете соответствующую информацию на данном ресурсе.

Читать еще:  Переходящие отпускные в бухгалтерском и налоговом учете

Для этой же цели можно поискать фирму и на сайте «Судебные акты РФ» (https://www.sudact.ru).Однако он имеет некоторые недостатки, затрудняющие поиск. Так, часть решений в нём обезличены. Кроме того, нельзя искать фирму по ИНН или ОГРН. Но в целом — это полезный ресурс.

Сведения о банкротстве ООО или «слепая зона»

Может случиться и так, что выписка из ЕГРЮЛ и сайты судебных решений не содержат никакой информации о проблемах ООО. И тем не менее над ним уже сгущаются тучи. Это происходит, когда кредитор (или само Общество) публикуют сведения о намерении обратиться в арбитраж с заявлением о банкротстве. Ст. 7 Закона о несостоятельности № 127 — ФЗ от 26.10.2002 года обязывает кредиторов не менее, чем за 15 дней до направления заявления о банкротстве в суд опубликовать сообщение об этом на сайте Единого Федерального реестра юридически значимых сведений о деятельности юрлиц и ИП (ЕФРСФДЮЛ).

Этот промежуток времени и составляет «слепую зону», когда вы не найдете сведений об этом факте ни в ЕГРЮЛ, ни в картотеке арбитражных судов. Такую информацию можно обнаружить только на Федресурсе (https://fedresurs.ru/about). Для этого следует зайти на данный сайт и ввести в поисковик ИНН, ОГРН либо название ООО. И если заинтересованное лицо опубликовало такое сообщение, то оно обязательно появится.

Для примера: 16.01.2019 года кредитор опубликовал на ЕФРСФДЮЛ сообщение о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве ООО СУ № 197 (ОГРН 1022701298003). Информация о поступлении дела в арбитраж появилась только 22.02.2019 года. То есть через месяц после публикации. Естественно, что в ЕГРЮЛ данных сведений нет и быть не может.

После возбуждения дела о банкротстве сведения о значимых фактах процедуры можно будет отслеживать ещё и на сайте ЕФРСБ ( https://bankrot.fedresurs.ru/). Он входит в Федресурс и является его составной частью.

Проверка «чистых» ООО

На основании открытых данных из интернета можно с большой долей вероятности ещё и спрогнозировать судьбу ООО. И пусть, при этом, ЕГРЮЛ, сайт арбитражных судов или ЕФРСФДЮЛ вообще не содержат негативной информации. Для этого следует воспользоваться сайтами Росстата и ФНС РФ. Начнем с Росстата (http://www.gks.ru/accounting_report ). На этом ресурсе вы бесплатно получите бухгалтерскую отчетность интересующего вас ООО. Для этого следует только ввести ИНН компании в поисковое окно. И если Общество сдавало отчетность, то последняя, появится на экране монитора. По состоянию на 25.02.2019 года доступна отчетность юрлиц по итогам 2017 года. Ну, а если система выдает отказ по причине того, что интересующая вас компания не предоставляла отчеты, то есть повод насторожиться.

Далее, на сайте ФНС РФ кроме выписки из ЕГРЮЛ можно изучить информацию о том зарегистрировано ли ООО по адресу массовой регистрации, являются ли его учредители и руководители дисквалифицированными лицами и так далее. Данные сведения вы получите в разделе «Прозрачный бизнес» (https://pb.nalog.ru).

Ну и наконец, на странице https://service.nalog.ru/zd.do того же сайта ФНС РФ пользователь узнает имеет ли ООО задолженность по налогам или нет.

Коммерческие ресурсы

Некоторые коммерческие ресурсы также предоставляют ограниченно — бесплатную информацию о том является компания действующей или ее давно исключили из ЕГРЮЛ. К таковым следует, например, отнести сайт «За честный бизнес» (https://zachestnyibiznes.ru).Здесь можно бесплатно узнать работает ли компания, каковы ее основные показатели и числится ли она в реестре. В принципе этого вполне достаточно для получения нужных сведений.

Итак, интернет предоставляет неограниченные возможности для поиска и сбора информации об ООО. При этом, мы даже не рассматривали специализированные ресурсы. Например, такие, как сайт ФССП РФ, где сконцентрированы сведения об исполнительных производствах, или Дом. РФ (https://дом.рф) на котором находится достаточно полная информацию о застройщиках. А ведь существуют еще десятки коммерческих и специализированных ресурсов, где вы за плату или бесплатно получите информацию о компании.

Таким образом, при желании, сегодня, не покидая рабочего места, можно не только узнать ликвидировано ли то или иное ООО, но и собрать полноценные сведения об экономической деятельности фирмы и даже информацию о её руководителях и участниках.

Государственная регистрация и ликвидация (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования

Государственная регистрация субъектов хозяйствования

Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется в соответствии с Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».

Представить пакет документов для государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган можно:

путем личного обращения в регистрирующий орган;

путем обращения к нотариусу;

электронно с помощью веб-портала ЕГР.

В электронном виде документы для государственной регистрации субъектов хозяйствования представляются посредством веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — веб-портал ЕГР) (www.egr.gov.by).

Заявитель вправе обратиться к нотариусу для направления в регистрирующий орган документов для государственной регистрации в электронном виде.

В случае представления документов в электронном виде юридические и физические лица освобождаются от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию субъектов хозяйствования.

С помощью веб-портала ЕГР в электронном виде осуществляются следующие процедуры:

  • согласование наименования юридического лица;
  • государственная регистрация юридического лица и индивидуального предпринимателя;
  • государственная регистрация изменений и (или) дополнений в учредительные документы юридического лица и свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
  • направление уведомлений об изменении местонахождения юридического лица, назначении (замене) руководителя организации;
  • онлайн заполнение различных форм заявлений и уведомлений;
  • ликвидация (прекращение деятельности) юридического лица и индивидуального предпринимателя;
  • получение информации из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При прохождении государственной регистрации субъект хозяйствования может воспользоваться возможностью направления информации, необходимой для открытия ему текущего (расчетного) банковского счета, в определенный этим субъектом хозяйствования банк. Для этого в заявлении о государственной регистрации необходимо указать банк, в котором субъект хозяйствования желает открыть текущий (расчетный) банковский счет. Необходимая информация будет направлена регистрирующим органом в указанный в заявлении банк в виде электронного документа.

Внимание! Посредством АИС «Расчет» (ЕРИП) заявитель может уплатить государственную пошлину за следующие услуги в сфере государственной регистрации субъектов хозяйствования:

— регистрация юридического лица (индивидуального предпринимателя);

— государственная регистрация изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя);

— выдача дубликата свидетельства о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Наименование каталога в ЕРИП – Суды, Юстиция, Юридические услуги.

В случае уплаты государственной пошлины посредством ЕРИП оригинал либо копию платежного документа, подтверждающего такую уплату, представлять не нужно.

Ликвидация (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования

Ликвидация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 (далее — Положение).

В случае принятия решения о ликвидации юридического лица собственник имущества (участники, учредители) этого юридического лица назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), распределяет обязанности между председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) и устанавливает порядок и сроки ликвидации. При этом срок ликвидации (прекращения деятельности) не может превышать девяти месяцев со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) с правом его продления, но не более чем до двенадцати месяцев.

При наличии у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) не может быть назначен собственник имущества (учредитель, участник), руководитель этого юридического лица. Требования к лицам, которые могут быть назначены председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) в этом случае, определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 апреля 2013 г. № 314 «О некоторых вопросах назначения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора)».

Читать еще:  Регистрация инн физического лица через интернет

До представления документов в регистрирующий орган председателю ликвидационной комиссии (ликвидатору), прекращающему деятельность индивидуальному предпринимателю необходимо:

  • решить вопрос о необходимости обращения к аудитору за независимой оценкой его деятельности (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 500 «О некоторых вопросах оказания аудиторами услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности)»);
  • оплатить услуги учреждения «Редакция журнала «Юстиция Беларуси».

Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) юридического лица, индивидуальный предприниматель в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) обязаны представить в регистрирующий орган следующие документы:

Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) юридического лица:

  • заявление о ликвидации юридического лица;
  • решение о ликвидации юридического лица (решение, составленное на иностранном языке, должно быть переведено на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется));
  • легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенная копия указанного документа с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) — в случае если собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица является иностранная организация.

При этом сотруднику регистрирующего органа предъявляются:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, подтверждающий полномочия, в случае, если от имени юридического лица выступает уполномоченное лицо;
  • документ, подтверждающий оплату услуг учреждения «Редакция журнала «Юстиция Беларуси».

При этом сотруднику регистрирующего органа предъявляются:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, подтверждающий полномочия, в случае, если от имени индивидуального предпринимателя выступает уполномоченное лицо;
  • документ, подтверждающий оплату услуг учреждения «Редакция журнала «Юстиция Беларуси».

Документы, необходимые для начала процедуры ликвидации, могут быть представлены в регистрирующий орган как путем личного обращения, так и в электронном виде посредством веб-портала ЕГР.

В этом случае заявление о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) заполняется на веб-портале ЕГР и подписывается электронной цифровой подписью. К заявлению о ликвидации юридического лица также прикрепляются необходимые документы в формате .pdf.

Сведения о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования размещаются на официальном сайте журнала «Юстиция Беларуси» в результате электронного взаимодействия регистрирующего органа и данного журнала.

Для завершения процедуры ликвидации (прекращения деятельности) субъекта хозяйствования необходимо:

Председателю ликвидационной комиссии (ликвидатору) юридического лица

  1. сдать на хранение в архив документы, в том числе по личному составу, подтверждающие трудовой стаж и оплату труда его работников;
  2. представить в регистрирующий орган:
    • ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственником имущества (учредителями, участниками);
    • оригинал свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявление собственника имущества (учредителей, участников) о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате.
  1. сдать на хранение в архив документы, в том числе по личному составу, подтверждающие трудовой стаж и оплату труда его работников (в случае привлечения индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам);
  2. представить в регистрирующий орган:
    • уведомление о завершении процесса прекращения деятельности с указанием сведений о завершении расчетов с кредиторами и отсутствии кредиторской задолженности по установленной форме;
    • оригинал свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а при его отсутствии — заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате.

Ликвидация (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования Версия для печати Поделиться: Ликвидация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Ликвидация (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования

Ликвидация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 01.01.01 г. № 1 (далее – Положение).

В случае принятия решения о ликвидации юридического лица собственник имущества (участники, учредители) этого юридического лица назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), распределяет обязанности между председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) и устанавливает порядок и сроки ликвидации. При этом срок ликвидации (прекращения деятельности) не может превышать девяти месяцев со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) с правом его продления, но не более чем до двенадцати месяцев.

При наличии у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) не может быть назначен собственник имущества (учредитель, участник), руководитель этого юридического лица. Требования к лицам, которые могут быть назначены председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) в этом случае, определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.01.01 г. № 000 «О некоторых вопросах назначения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора)».

До представления документов в регистрирующий орган председателю ликвидационной комиссии (ликвидатору), прекращающему деятельность индивидуальному предпринимателю необходимо:

  • решить вопрос о необходимости обращения к аудитору за независимой оценкой его деятельности (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 000 «О некоторых вопросах оказания аудиторами услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности)»);
  • оплатить услуги учреждения «Редакция журнала «Юстиция Беларуси».

Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) юридического лица, индивидуальный предприниматель в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) обязаны представить в регистрирующий орган следующие документы:

председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) юридического лица:

  • заявление о ликвидации юридического лица;
  • решение о ликвидации юридического лица (решение, составленное на иностранном языке, должно быть переведено на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется));
  • легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенная копия указанного документа с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) — в случае если собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица является иностранная организация.

При этом сотруднику регистрирующего органа предъявляются:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, подтверждающий полномочия, в случае, если от имени юридического лица выступает уполномоченное лицо;
  • документ, подтверждающий оплату услуг учреждения «Редакция журнала «Юстиция Беларуси».

При этом сотруднику регистрирующего органа предъявляются:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, подтверждающий полномочия, в случае, если от имени индивидуального предпринимателя выступает уполномоченное лицо;
  • документ, подтверждающий оплату услуг учреждения «Редакция журнала «Юстиция Беларуси».

Документы, необходимые для начала процедуры ликвидации, могут быть представлены в регистрирующий орган как путем личного обращения, так и в электронном виде посредством веб-портала ЕГР.

В этом случае заявление о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) заполняется на веб-портале ЕГР и подписывается электронной цифровой подписью. К заявлению о ликвидации юридического лица также прикрепляются необходимые документы в формате .pdf.

Сведения о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования размещаются на официальном сайте журнала «Юстиция Беларуси» в результате электронного взаимодействия регистрирующего органа и данного журнала.

Для завершения процедуры ликвидации (прекращения деятельности) субъекта хозяйствования необходимо:

председателю ликвидационной комиссии (ликвидатору) юридического лица

1. сдать на хранение в архив документы, в том числе по личному составу, подтверждающие трудовой стаж и оплату труда его работников;

2. представить в регистрирующий орган:

  • печать организации либо заявление собственника имущества (учредителей, участников) об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;
  • ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственником имущества (учредителями, участниками);
  • оригинал свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявление собственника имущества (учредителей, участников) о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате.

1. сдать на хранение в архив документы, в том числе по личному составу, подтверждающие трудовой стаж и оплату труда его работников (в случае привлечения индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам);

2. представить в регистрирующий орган:

  • печать или сведения о публикации объявлений о ее утрате (в случае, если индивидуальный предприниматель изготавливал печать);
  • уведомление о завершении процесса прекращения деятельности с указанием сведений о завершении расчетов с кредиторами и отсутствии кредиторской задолженности по установленной форме;
  • оригинал свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а при его отсутствии — заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате.

20. Порядок государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования.

8. Порядок государственной (ликвидации) регистрации субъектов хозяйствования

Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования определен Декретом Президента Республики Беларусь №1 от 16 января 2009 года.

Читать еще:  Переуступка долга проводки в бухгалтерском учете

Государственной регистрации подлежат:

1. Создаваемые (реорганизуемые) юридические лица;

2. Индивидуальные предприниматели;

3. Изменения и (или) дополнения, вносимые в учредительные документы, свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация юридического лица производится по месту его нахождения, индивидуального предпринимателя – по месту жительства.

За государственную регистрацию коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы, свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации взимается государственная пошлина в установленном законодательными актами размере.

Взимание иных платежей при осуществлении государственной регистрации не допускается.

Государственная регистрация осуществляется:

— облисполкомами и Минским горисполкомом – коммерческих организаций с иностранными инвестициями;

— облисполкомами, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским горисполкомами. Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные горисполкомы – соответствующим администрациям районов в городах.

Регистрирующие органы в соответствии со своей компетенцией:

— согласовывают наименования коммерческих и некоммерческих организаций в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь;

— осуществляют государственную регистрацию субъектов хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы, свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, путем проставления на уставе (учредительном договоре), изменениях и (или) дополнениях, внесенных в устав (учредительный договор) юридического лица, штампа и внесения соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— представляют Министерству юстиции необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для исключения их из этого регистра;

— обеспечивают систематизацию и хранение данных о государственной регистрации субъектов хозяйствования;

— взаимодействуют с республиканскими органами государственного управления, иными государственными органами и другими организациями по вопросам государственной регистрации субъектов хозяйствования.

Регистрирующие органы обязаны обеспечивать ежедневный в течение всего рабочего времени регистрирующего органа прием документов для государственной регистрации, за исключением выходных, государственных праздников и праздничных дней, являющихся нерабочими днями.

До подачи в регистрирующий орган для государственной регистрации документов, предусмотренных настоящим Положением, собственник имущества, учредители (участники) создаваемой коммерческой или некоммерческой организации должны:

— согласовать с регистрирующим органом наименование коммерческой, некоммерческой организации;

— определить предполагаемое место размещения коммерческой, некоммерческой организации;

— принять решение о создании коммерческой, некоммерческой организации и подготовить ее устав (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);

— сформировать уставный фонд – для коммерческих организаций, открыть временный счет в банке, небанковской кредитно-финансовой организации – при внесении денежного вклада в уставный фонд, провести оценку стоимости неденежного вклада – при внесении в уставный фонд неденежного вклада.

Для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, в регистрирующий орган представляются:

— заявление о государственной регистрации

— устав (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия

— легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенная копия указанных документов (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) — для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными организациями;

— копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) — для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;

— оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Истребование иных документов для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, запрещается.

Для государственной регистрации индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:

— заявление о государственной регистрации;

— фотография гражданина, обратившегося за государственной регистрацией;

— оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации, при необходимости разъясняют лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством.

— юридическое лицо – с даты проставления штампа на его уставе (учредительном договоре – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— индивидуальный предприниматель – со дня подачи документов, представленных для государственной регистрации, и внесения записи о его государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

Регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня внесения в записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдает документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах».

Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению:

— собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, признанием хозяйственным судом государственной регистрации данного юридического лица недействительной;

— регистрирующего органа в случае:

— неосуществления предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;

— внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием.

Собственник имущества (учредители, участники) либо орган юридического лица, уполномоченный учредительными документами, принявший решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации.

Со дня назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

При ликвидации юридического лица по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа этого юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами в регистрирующий орган представляются:

— заявление о ликвидации по форме, установленной Министерством юстиции, с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвидации, составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора;

— решение о ликвидации.

При прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляется заявление о прекращении деятельности по форме, установленной Министерством юстиции, с указанием в нем сведений о порядке и сроках прекращения деятельности, привлечении физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.

На основании учредительных документов регистрирующий орган:

— в течение трех рабочих дней со дня получения этих документов представляет в Министерство юстиции сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя), для внесения этих сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— не позднее рабочего дня, следующего за днем получения этих документов, направляет уведомление налоговым, таможенным органам, органам Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию «Белгосстрах» (его обособленному подразделению), территориальным (городским или районным) архивам местных исполнительных и распорядительных органов (далее – архивы) о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя).

При ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

— в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо (прекращающий деятельность индивидуальный предприниматель) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

— во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда лиц, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам;

— в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые внебюджетные фонды;

— в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя);

— в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector