С какого года упрощенцы сдают баланс

Упрощенная бухгалтерская отчетность для малых предприятий за 2019 год

Кто сдает упрощенную бухгалтерскую финансовую отчетность

Законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ для некоторых организаций предусмотрено право применения упрощенных способов ведения бухучета, а также составления упрощенной бухгалтерской отчетности. В п. 4 ст. 6 этого закона перечислены такие субъекты:

  • организации, относящиеся к малым по объему предпринимательства;
  • некоммерческие структуры, созданные в соответствии с законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
  • участники проекта «Сколково», подчиняющиеся закону «Об инновационном центре «Сколково» от 28.09.2010 № 244-ФЗ.

Чтобы определить, относится ли организация к малым, нужно соотнести ее показатели с требованиями закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

О критериях, соблюдение которых обязательно, чтобы назвать организацию малым предприятием, читайте в статье «Малое предприятие — критерии отнесения».

Кроме того, желающим упростить свой бухучет следует проверить, не подпадают ли они под ограничения, установленные п. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ. Этот пункт запрещает применять упрощенные учет и отчетность, например, госорганизациям, субъектам, подпадающим под обязательный аудит, некоторым юридическим структурам.

Состав упрощенной бухгалтерской отчетности за 2019 год

Начнем с того, что в силу п. 1 ст. 14 закона № 402-ФЗ бухотчетность состоит:

Приложениями, в свою очередь, являются (пп. 2, 4 приказа Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н):

  • отчет об изменениях капитала;
  • отчет о движении денежных средств;
  • отчет о целевом использовании средств;
  • пояснения к отчетности.

О составлении приложений к бухгалтерской отчетности читайте в материале «Заполнение формы 3,4 и 6 бухгалтерского баланса».

Отметим, что для некоммерческих организаций отчет о целевом использовании средств обозначается как форма обязательной годовой бухгалтерской отчетности наряду с балансом (п. 2 ст. 14 закона № 402-ФЗ). Заполнять этот отчет должны не только НКО, но и прочие компании, если они получали целевые средства.

Что касается тех, кто применяет упрощенные правила, в приказе № 66н есть особые послабления. В обязательных формах можно указывать укрупненные показатели, объединяемые по группам. Такими формами являются:

Для этих трех отчетов законодатели привели сокращенные формы в упомянутом приказе № 66н, найти их можно в приложении 5. У имеющих право на упрощение отчетности есть возможность выбрать, применять приведенные в приказе формы либо разработать их самостоятельно.

Согласно подп. «б» п. 6 приказа № 66н в приложениях к основным формам необходимо указывать только те данные, которые могут повлиять на мнение пользователей отчетности о результатах работы организации или ее финансовом состоянии. Соответственно, если такой важной информации нет, то заполнять приложения необязательно. Это подтверждает и п. 17 информации Минфина РФ № ПЗ-3/2015.

Изменения в бухгалтерской отчетности за 2019 год

Упрощенную бухотчетность малый бизнес вправе сдать по форме КНД 0710096 (единый формуляр, куда входит баланс, форма 2 и все приложения) или из приложения 5 к приказу Минфина от 02.07.2010 №66н, заполнив отдельно упрощенный баланс по форме ОКУД 071001, отчет о финрезультатах — по форме ОКУД 071002, а также отчет о целевом использовании средств по форме ОКУД 071003.

Бланк формы КНД 0710096 в целом не изменился. Но налоговики внесли правки в машиночитаемую форму (см. письмо ФНС от 25.11.2019 № ВД-4-1/24013@).

Скачать бланки форм упрощенной отчетности по форме КНД 0710096 можно по ссылке ниже

В бланки из приложения 5 внесены изменения. С июня 2019 года бланки бухгалтерской отчетности нужно применять в редакции приказа Минфина от 19.04.2019 № 61н. Изменения в целом не значительны:

  • ОКВЭД заменен на ОКВЭД 2;
  • упразднена единица измерения млн.руб., отчет заполняйте только в тысячах;
  • скорректирован код по ОКЕИ.

В отчете о целевом использовании средств также изменен код по ОКУД.

Подробнее об изменениях читайте здесь.

Скачать все 3 бланка можно в формате excel по ссылке ниже

Особенности составления упрощенной отчетности

Для устранения некоторых вопросов, касающихся темы нашей статьи, Минфин РФ издал информационное сообщение № ПЗ-3/2015. В этом сообщении собраны основные послабления для применяющих упрощенную отчетность:

  1. Решение о раскрытии какой-либо информации должно опираться на существенность данных для пользователей (включая выделение отдельных статей из их групп в формах отчетности).
  2. Можно не расписывать информацию:
  • о связанных сторонах;
  • сегментах;
  • по прекращаемой деятельности.
  1. События после отчетной даты показываются в бухотчетности, только если это имеет рациональный смысл.
  2. При внесении изменений в учетную политику можно отражать в отчетности существенные последствия этого факта перспективно.
  3. Значимые ошибки прошлых лет можно исправлять, затрагивая прочие доходы или расходы текущего периода, без корректировки нераспределенной прибыли/убытка.

Заполнение упрощенных форм отчетности

Упрощенный баланс имеет укрупненные статьи, которые включают в себя несколько объектов учета. В таблице ниже покажем, что входит в каждую строку баланса.

Читать еще:  Раздельный учет НДС правило 5 процентов пример

Сдавать ли «упрощенцу» бухгалтерскую отчетность за 2012 г.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Екатерина Лазукова и Дмитрий Игнатьев рассказывают о том, обязано ли общество с дополнительной ответственностью, применяющее УСН, представлять годовую бухгалтерскую отчетность за 2012 год и что может входить в ее состав.

Организация (ОДО) применяет УСН, дивиденды не выплачиваются. Необходимо ли сдавать бухгалтерский баланс за 2012 год? Если да, то в каком объеме — только баланс или вместе с отчетом о прибылях и убытках?

Обязанность по представлению бухгалтерской отчетности за 2012 год

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ организации обязаны представлять в налоговый орган по месту своего нахождения бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ), за исключением случаев, когда организации в соответствии с Законом N 129-ФЗ не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.

В силу п. 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ организации, перешедшие на УСН, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов, который они должны вести в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством организации, применяющие УСН, не обязаны представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность, и следовательно, налоговые органы не вправе привлекать эти организации к налоговой и административной ответственности, установленной п. 1 ст. 126 НК РФ и ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ (письмо ФНС России от 15.07.2009 N ШС-22-3/566@).

В то же время с 1 января 2013 года изменяется редакция пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ и вступает в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ).

Согласно новой редакции пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ организации обязаны представлять в налоговый орган по месту своего нахождения годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Законом N 402-ФЗ не обязана вести бухгалтерский учет. Таким образом, с 2013 года организации сдают в налоговую инспекцию только годовую бухгалтерскую отчетность (дополнительно смотрите письмо Минфина России от 23.10.2012 N 03-11-09/80).

Действие Закона N 402-ФЗ распространяется на все коммерческие и некоммерческие организации (пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона N 402-ФЗ).

Пунктом 1 ст. 6 Закона N 402-ФЗ установлена обязанность ведения бухгалтерского учета всеми экономическими субъектами, за исключением упомянутых в п. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ. Данная норма не предусматривает возможности освобождения от ведения бухгалтерского учета организаций, применяющих УСН. Исходя из этого организации, применяющие УСН, с 1 января 2013 года должны вести бухгалтерский учет и, соответственно, представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке (письма Минфина России от 26.03.2012 N 03-11-06/2/46, от 23.10.2012 N 03-11-09/80).

Вопрос о необходимости представления организациями, применяющими УСН, в налоговый орган бухгалтерской отчетности за 2012 год не урегулирован.

С одной стороны, Закон N 402-ФЗ вступает в силу с 1 января 2013 года (ст. 32 Закона N 402-ФЗ). Вместе с тем в данном Законе ничего не сказано о том, что он вступает в силу с бухгалтерской отчетности за 2013 год. В связи с этим некоторые специалисты делают вывод, что организации, применяющие УСН, в 2013 году должны сдавать бухгалтерскую отчетность за 2012 год. Такой позиции, например, придерживается эксперт журнала «Российский бухгалтер» В. Семенихин (Годовой отчет 2011: изменения в бухгалтерском учете и отчетности с 2012 года. В. Семенихин, «Российский бухгалтер», N 1, январь 2012 г.).

С другой стороны, Законом N 402-ФЗ не предусмотрены специальные положения для организаций, применяющих УСН, необходимые для перехода к ведению бухгалтерского учета. Иными словами, остается непонятным, на основании каких данных будут заполняться в бухгалтерском балансе входящие остатки по активам и обязательствам на начало 2011-2012 годов (например, в том случае, если в эти периоды организация не вела бухгалтерский учет в полном объеме).

Официальных разъяснений по данному вопросу не обнаружено. Возможно, они появятся позже.

Заметим, что в Государственную Думу внесен законопроект N 174312-6 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона Российской Федерации «О бухгалтерском учете», в котором предлагается предоставить организациям, применяющим УСН, возможность не вести бухгалтерский учет.

Соответственно, если данный законопроект будет принят депутатами, вопрос о необходимости представления бухгалтерской отчетности за 2012 год организациями, применяющими УСН, станет неактуальным.

Следует обратить внимание, что отдельные нормы ГК РФ, а также Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N 14-ФЗ), который регулирует и деятельность ОДО, связывают реализацию прав участников ОДО с наличием данных бухгалтерского учета и отчетности. Такой вывод, в частности, следует из норм п. 1 ст. 67, пп. 3 п. 3 ст. 91 ГК РФ, а также ст.ст. 18 «Увеличение уставного капитала общества за счет его имущества», 23 «Приобретение обществом доли или части доли в уставном капитале общества», 25 «Обращение взыскания на долю или часть доли участника общества в уставном капитале общества», 28 «Распределение прибыли общества между участниками общества», 46 «Крупные сделки» Закона N 14-ФЗ.

Указанные нормы фактически обязывают организации, в том числе применяющие УСН, вести бухгалтерский учет (дополнительно смотрите письмо Минфина России от 03.07.2012 N 03-11-06/3/43).

Читать еще:  Периодичность заполнения журнала учета огнетушителей

Состав бухгалтерской отчетности

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности определен в ст. 14 Закона N 402-ФЗ. В силу п. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных Законом N 402-ФЗ, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Исходя из этого в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год отчет о прибылях и убытках должен именоваться отчетом о финансовых результатах (смотрите информацию Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402 ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Следует подчеркнуть, что согласно Закону N 402-ФЗ аудиторское заключение и пояснительная записка не входят в состав бухгалтерской отчетности (смотрите информацию Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012).

Формы бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н (далее — Приказ N 66н).

В свою очередь, п. 6 Приказа N 66н установлено, что организации — субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе.

Критерии отнесения юридических лиц к субъектам малого предпринимательства приведены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (далее — Закон N 209-ФЗ):

1. Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год должна быть до 100 человек включительно;

3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн. рублей (постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»).

В анализируемом случае все приведенные критерии соблюдаются. Также из пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ следует, что в организациях, применяющих УСН, доля участия других организаций должна составлять не более 25%. Таким образом, данное положение согласуется с нормой ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Это говорит о том, что в рассматриваемой ситуации ОДО, применяющее УСН, является субъектом малого предпринимательства. Соответственно, бухгалтерскую отчетность оно вправе составлять в сокращенном объеме.

Пунктом 6 Приказа N 66н определено, что организации — субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:

— в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);

— в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

В то же время организации — субъекты малого предпринимательства вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в соответствии с п.п. 1-4 Приказа N 66н (то есть в общеустановленном порядке).

Дополнительно в информации Минфина России от 19.07.2011 N ПЗ-3/2010 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее — Информация) разъясняется, что субъект малого предпринимательства самостоятельно разрабатывает формы бухгалтерской отчетности (п. 18 Информации). Кроме того, субъект малого предпринимательства, за исключением публикующего бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе, может не раскрывать в отчетности информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности, не представлять информацию по сегментам, не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности (п. 19 Информации).

Субъект малого предпринимательства приводит в бухгалтерской отчетности показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях обособленно лишь в случае их существенности, а также если без знания о них заинтересованными пользователями не возможна оценка финансового положения субъекта или финансовых результатов его деятельности (п. 20 Информации).

В п. 17 Информации также указано, что решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность субъекта малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Таким образом, в рассматриваемом случае годовая бухгалтерская отчетность организации может состоять из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах (отчета о прибылях и убытках) и пояснений к ним. Отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств составляются по необходимости, то есть в том случае, когда они могут содержать информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках субъектов малого предпринимательства приведены в Приложении N 5 к Приказу N 66н.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Бухгалтерская финансовая отчетность субъектов малого предпринимательства 2017. Форма по КНД 0710096 (бланк)

​Упрощенная бухгалтерская отчетность

Читать еще:  Рекламные услуги бухгалтерский учет и налогообложение

В нашей консультации мы рассказывали о том, что субъекты малого предпринимательства могут вести упрощенный бухучет. О составе и сроках сдачи бухгалтерской отчетности 2017-2018 субъектами малого предпринимательства расскажем в нашем материале.

Упрощенный бухучет? Упрощенная отчетность!

Малые предприятия имеют право не только вести упрощенный бухгалтерский учет, но и формировать бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе.

Упрощенная отчетность предполагает составление упрощенного бухгалтерского баланса, упрощенного отчета о финансовых результатах, а для некоммерческих организаций – упрощенного отчета о целевом использовании средств.

Другие формы бухгалтерской отчетности малые предприятия могут не составлять вовсе, если посчитают, что информация в других формах не будет являться существенной для оценки финансового положения малого предприятия или его финансовых результатов (п. 6 Приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н).

При этом при составлении упрощенной бухгалтерской отчетности в 2018 году малые предприятия руководствуются следующим подходом:

  • в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
  • в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

В то же время право применения упрощенного бухучета не лишает малые предприятия выбора: они могут вести бухучет как «большие», а также составлять годовую отчетность в полном объеме.

Упрощенные формы отчетности

Упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств для малых предприятий 2017-2018 утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

Приведем бланки форм упрощенной бухотчетности с графой «Код» в формате Excel.

При представлении упрощенной отчетности в налоговую инспекцию на бумаге необходимо использовать машиночитаемую форму упрощенной бухгалтерской отчетности (форма по КНД 0710096). Ранее использовалась форма с кодом по КНД 0710098. Ее нужно было представлять за 2013 — 2014 гг.

Скачать бланк формы в удобном для заполнения формате PDF можно здесь.

Когда сдавать упрощенную отчетность

Особенности в сроках представления годовой бухгалтерской отчетности для малых предприятий законом не предусмотрены. Как и все организации, не позднее 31 марта они обязаны представлять годовую отчетность по своему месту нахождения:

Если 31 марта совпадет с выходным днем, сдать отчетность можно не позднее следующего за ним рабочего дня (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

За 2016 год сдать годовую отчетность малые предприятия должны были не позднее 31.03.2017.

За 2017 год сдать годовую бухгалтерскую отчетность малые предприятия должны не позднее 02.04.2018.

Упрощенная бухгалтерская отчетность: кто сдает

Составление упрощенной бухгалтерской отчетности – это своего рода послабление, которое предоставляется далеко не всем. У бухгалтеров периодически возникают вопросы об упрощенной бухгалтерской финансовой отчетности, кто сдает ее и при каких условиях. Однако чтобы ответить на вопрос, кто сдает упрощенную бухгалтерскую отчетность, а точнее, кто имеет право сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, необходимо определиться с тем, у кого вообще есть право на упрощенный бухучет. И связь здесь прямая: кому можно сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, им же можно вести и упрощенный бухучет. Но это далеко не значит, что если у вас есть право вести упрощенный учет, вы должны его вести и обязаны сдавать только упрощенную финотчетность. Вы по-прежнему можете вести бухгалтерский учет в полном объеме и, соответственно, представлять полный комплект бухгалтерской отчетности. И даже если вы применяете упрощенный бухучет, сдавать весь комплект бухгалтерской отчетности вам никто не может запретить.

Какие организации сдают упрощенную бухгалтерскую отчетность?

Вести упрощенный бухучет и готовить финансовую отчетность в упрощенном формате в 2018 году имеют право лица, перечисленные в ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

В ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ указаны те хозяйствующие субъекты, которые не вправе вести упрощенный бухучет. К ним относятся:

  • организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту;
  • жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
  • кредитные потребительские кооперативы;
  • микрофинансовые организации;
  • организации государственного сектора;
  • политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
  • коллегии адвокатов;
  • адвокатские бюро;
  • юридические консультации;
  • адвокатские и нотариальные палаты;
  • некоммерческие организации, внесенные в реестр иностранных агентов.

Указанный выше перечень в отношении упрощенной бухгалтерской отчетности 2017-2018 (кто может сдавать ее, а кому такое право не предоставлено) является закрытым. При этом нужно руководствоваться ч. 4 с учетом требований ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ . Это значит, что ответить утвердительно на вопрос, может ли НКО сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, нельзя, руководствуясь лишь ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ , где указано, что некоммерческие организации относятся к тем, кто сдает упрощенную бух отчетность. В частности, нужно проверить, не относится ли такая НКО к некоммерческим организациям, включенным в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. Если относится, то вести упрощенный бухучет такой организации нельзя.

А может ли ломбард сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность? Здесь уже нужно знать лишь то, относится ли такая организация к субъектам малого предпринимательства. Ведь прямого запрета на упрощенную отчетность в отношении ломбардов в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ нет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector