Рост дефицита платежного баланса страны

Дефицит платежного баланса: причины и способы его погашения

Дефицитом платежного баланса называют показатель, отражающий ситуацию, где совокупный чистый приток в государство иностранных валютных средств на текущие счета и счета движения капиталов является отрицательным. Как правило, это происходит, когда поступление импорта превалирует над экспортом товаров из страны. Кроме того, эта ситуация складывается при негативной динамике валютных операций, когда национальный валютный курс падает.

Дефицит платежного баланса и способы его покрытия

Итак. Дефицит в данном случае может быть устранен при использовании следующих методов:

  1. Создание выгодных условий с помощью увеличения притока капиталов через привлечение прямых и портфельных инвестиций.
  2. Снижение официальных резервов. Официальные резервы возрастают с увеличением активного платежного баланса, однако использование валютных запасов имеет ограниченные возможности.
  3. Привлечение иностранных займов.
  4. Осуществление контроля над торговыми и финансовыми потоками.
  5. Недопущение государством неестественного роста курса иностранных валют.
  6. Активное употребление механизма процентных ставок.

Причины дефицитного баланса

Далее. Перечень причин, вызывающих дефицит платежного баланса:

1. Высокий уровень инфляции и спад производства.

2. Чрезмерные расходы на вооружение.

3. Низкий уровень доверия к государственной валюте. Это приводит к тому, что большинство иностранных инвесторов переводят финансовые средства в другие страны, где они получат более высокий доход.

4. Дискриминация в отношении национальных товаров за пределами страны.

5. Рост в других государствах производительности труда.

Как погасить дефицит платежного баланса страны? Разберемся.

Способы погашения

  1. Обеспечить необходимый уровень производительности труда на территории государства.
  2. Стремиться к увеличению продаж за пределами страны.
  3. Пытаться смягчить проявления дискриминационной политики, реализуемой другими странами в отношении государственной валюты.
  4. Обратиться за помощью к другим дружественным государствам с просьбой о том, чтобы они взяли на себя некоторую долю расходов, оказали помощь.
  5. Поддерживать курс, направленный на снижение спроса на зарубежные товары и оказывающий давление на размеры прибылей в отраслях, где возможен только экспорт.
  6. Возобновить политику протекционизма.

Вариации текущего платежного баланса одного и того же государства могут изменяться, развиваясь параллельно курсу, которым двигается национальная экономика. Погашение дефицитного баланса осуществляется при помощи финансирования. Что это значит? Для погашения дефицита платежного баланса используются следующие способы: текущее (временное) финансирование, резервное финансирование и исключительное финансирование. Подробнее.

Методы временного характера

По-порядку. Методы временного характера по погашению дефицита включают в себя: использование кредитов иностранных государств, введение в страну капиталов, краткосрочные займы по соглашению между национальными банками, реализацию иностранных ценных бумаг и размещение ценных бумаг государства за пределами страны.

Итак. При резервном финансировании для погашения дефицитного баланса государство использует официальные золотовалютные резервы. Зачем? Чтобы привести к равновесию платежный баланс. Финансы резервного фонда выступают в качестве международных высоколиквидных активов государства, находящиеся под контролем ее правительства. Этот резерв в любой момент может быть использован с целью финансирования дефицитного баланса и стабилизации валюты государства.

Резервные фонды

Резервные фонды представляют собой совокупность следующих активов:

  • Золото в монетах — золото самой высокой пробы, расположенное в хранилище центрального банка, которое в любой момент может быть реализовано за иностранную валюту на международном рынке. Золотовалютные резервы можно увеличить, если провести монетизацию (покупка в госрезерв добываемого золота и приобретение товарного золота на частном рынке).
  • Специальными правами заимствования (СДР) называют выпускаемый международным валютным фондом резервный актив, распределяющийся между странами, которые состоят в членстве в соответствии со степенью их участия. Эти финансовые средства используются с целью приобретения валюты других государств, предоставления займов и осуществления выплат. Государства могут реализовывать СДР друг другу. Но этот ресурс представляют собой не более трех процентов резервногомирового запаса и играет он не очень большую роль.
  • Резерв в международном валютном фонде — сумма зарезервированной доли страны и той суммы, которую должен МВФ этому государству. Резервный запас составляет 25 % квоты государства в капитале МВФ и может быть выплачен государству назад без каких-либо задержек и условий. Покупка валюты другого государства за национальные деньги в рамках резервной части, которая не определяется как кредит МВФ, приведет к повышению резервных активов государства.
  • Валютные активы — как правило, это наиболее представительная доля международных активов. Она состоит из требований в иностранной валюте к нерезидентам, а также ценных бумаг различного рода, выпущенных частными предприятиями и государственными органами иностранных государств.
  • Прочие требования — это все другие требования, обозначенные в иностранной валюте или ценных бумагах, включенные в международные активы центробанка.

Таким образом, дефицит платежного баланса может быть профинансирован за счет того, что сократятся официальные резервы Центрабанка.

Исключительное финансирование

Этот вид финансирования применяют в кризисных условиях (когда имеется отрицательное сальдо платежного баланса, которое невозможно покрыть в текущем году за счет уменьшения резервных активов, так как их объема недостаточно, либо их нельзя использовать для этих целей по закону). Исключительным финансированием называют операции, которые проводит страна, испытывающая проблемы с дефицитом баланса, при согласовании и поддержке ее иностранных партнеров для снижения этого дефицита до того уровня, который в рабочем порядке финансируется обычными средствами.

Основные действия

Все действия в рамках исключительного финансирования проходят по любым статьям платежного баланса. И, как правило, не обособляются отдельной группой. Наиболее часто встречающиеся из них следующие:

  • Ситуация, когда долг аннулируется, то есть кредитор добровольно отказывается от части долга или всей суммы, что фиксируется в специальном соглашении между кредитором и должником. В платежный баланс эта операция в качестве капитального трансферта в счете, где отражается движение капитала.
  • Замена имеющихся задолженностей акциями, в этом случае, просроченную задолженность и иные долговые обязательства заменяют акциями компаний государства-должника.
  • Осуществление займов, получаемых государством от других стран в целях финансирования дефицитного баланса, в том числе кредитов, предоставляемых международным валютным фондом.
  • Пересмотр положений имеющегося договора или подписание новых соглашений, которые будет предусматривать реструктуризацию долговых обязательств.
  • Просрочки выплат по задолженности — это метод относится к чрезвычайному финансированию баланса, в его рамках страны не выплачивают обозначенные суммы по внешним долговым обязательствам.
  • Привлечение средств из-за рубежа другими субъектами национальной экономики, кроме правительственных и финансовых органов.

Заключение

Таким образом, мы приходим к выводу, что исправить ситуацию можно, привлекая к участию другие страны, стараясь ослабить дискриминационные движения, реализуя программы, направленные на повышение производительности, совершенствовать методы продаж, находить более действенные способы сдерживания давления, которое оказывают на умножение производственных издержек, а также проводя другие мероприятия. В общем, мы рассмотрели дефицит платежного баланса.

Дефицит платежного баланса

  • Мировая экономика
  • Этапы и тенденции развития мирового хозяйства
  • Уровень жизни населения
  • Глобальные проблемы мировой экономики
  • Проблема Север — Юг
  • Проблема бедности
  • Продовольственная проблема
  • Проблема обеспечения безопасности человека
  • Проблема экологии и устойчивого развития
  • Демографическая проблема

Регулирование b дефицит платежного баланса

Один из главных факторов дефицита платежного баланса — превышение стоимости импорта товаров над объемом их экспорта. Модели платежного баланса одной и той же страны изменяются параллельно с развитием национальной экономики. Дефицит платежного баланса погашается финансированием. Методы покрытия дефицита платежного баланса можно разделить на три группы — текущее (временное) финансирование, финансирование из резервных активов и исключительное финансирование.

Временные методы балансирования платежного баланса включают использование иностранных кредитов, ввоз капиталов, кратковременные кредиты по соглашению свои между центральными банками, которые предоставляют друг другу национальную валюту, продажу иностранных и размещение национальных ценных бумаг за границей.

Читать еще:  Сколько стоит публикация в вестнике о ликвидации

Резервные активы

Для покрытия дефицита платежного баланса страна использует официальные золотовалютные резервы, окончательно уравновешивая платежный баланс. Резервные активы — международные высоколиквидные активы страны, которые находятся под контролем се денежных властей или правительства и в любой момент могут быть использованы для финансирования дефицита платежного баланса и регулирования курса национальной валюты. Резервные активы представляют собой сумму следующих активов:

  • монетарное золото — золото пробы не ниже 995/1000, находящееся в хранилищах центрального банка или правительства, которое в любой момент может быть продано за иностранную валюту на мировом рынке или международным организациям. Денежные власти могут увеличивать свои запасы монетарного золота путем его монетизации — покупки в государственные резервы добытого золота и приобретения товарного золота на частных рынках. Денежные власти могут также продавать часть монетарного золота из запасов, демонетизируя его;
  • специальные права заимствования (СДР) — выпускаемый МВФ резервный актив, распределяемый между странами-членами в соответствии с их квотами, используемый для приобретения иностранной валюты, предоставления займов и осуществления платежей. Страны могут приобретать СДР друг у друга, осуществлять платежи в СДР. Однако СДР представляют собой не более 3% резервных активов мира и практически не играют существенной роли;
  • резервная позиция в МВФ — сумма резервной доли страны в МВФ и долга со стороны МВФ этой стране. Резервная доля составляет 25% квоты страны в капитале М ВФ и может быть получена страной назад практически без каких-либо условий. Покупки иностранной валюты за национальную в рамках резервной доли, которая не считается кредитом МВФ, как и получение кредита МВФ, приводят к увеличению резервных активов покупающей страны;
  • валютные активы — обычно наиболее значимая часть международных активов, состоящая из требований к нерезидентам в форме иностранной валюты, банковских депозитов, правительственных ценных бумаг, других ценных бумаг, финансовых деривативов, акций частных предприятий и требований, возникающих в результате соглашений между национальным и иностранными центральными банками, а также правительственными органами;
  • прочие требования — это все остальные требования, выраженные иностранной валютой или ценными бумагами, которые могут быть включены в определение международных активов центрального банка.

Исключительное финансирование

Исключительное финансирование используется в условиях кризиса платежного баланса при отрицательном сальдо платежного баланса, которое не может быть покрыто в текущем году за счет сокращения запасов резервных активов, поскольку либо их просто недостаточно, либо они законодательно не могут быть использованы для этих целей. Исключительное финансирование — операции, проводимые страной, испытывающей трудности с финансированием отрицательного сальдо платежного баланса, по согласованию и при поддержке ее зарубежных партнеров в целях снижения этого сальдо до уровня, который можно профинансировать традиционными средствами.

Операции по исключительному финансированию могут проходить но любым статьям платежного баланса и обычно не обособляются в отдельную группу. Наиболее значимы из них следующие:

  • аннулирование долга — добровольный отказ кредитора от части или всей суммы долга, зафиксированный в соответствующем соглашении между страной-кредитором и стран ой-дол жни ком. В платежном балансе аннулирование долга отражается как капитальный трансферт в счете движения капитала;
  • обмен задолженности на акции — это обмен просроченной задолженности и иных долговых обязательств на акции компаний стран ы -должн и ка;
  • заимствование для урегулирования платежного баланса — займы, получаемые государственными органами и центральным банком от других стран в целях финансирования платежного баланса, втом числе кредиты, предоставляемые МВФ;
  • переоформление задолженности — изменение условий существующего договора или заключение нового соглашения, предусматривающего реструктуризацию долга;
  • просрочка платежей по задолженности — способ чрезвычайного финансирования платежного баланса, в рамках которого страны не платят причитающихся сумм по внешним обязательствам;
  • привлечение средств из-за рубежа другими секторами экономики, кроме правительства и монетарных органов.

Программы стабилизации платежного баланса обычно сочетаются с мероприятиями по оздоровлению экономики, сдерживанию инфляции, сокращению платежного дефицита и т.д. Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий:

  • рестрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров и др.);
  • экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.).

Рост дефицита платежного баланса страны

Платежный баланс страны

В современном мире сложно найти государства, которое бы осталось за рамками системы мирового хозяйства. Но любое международное взаимодействие, будь то экономика, политика или культура, обязательно найдет свое место в денежных потоках. В конечном счете, вся деятельность страны за пределами своей территории превращается в балансовый счет международных операций, иначе называемый платежным балансом.

Сегодня глобализация и глубокое взаимное проникновение национальных экономик требует от всех участников глобального рынка составление ясных и подкрепленных фактическими данными платежных балансов стран. Иначе их эффективное участие в глобальной валютно-финансовой системе может оказаться под большим вопросом.

Структура платежного баланса

Экономист Денем-Стюарт, автор термина «платежный баланс», применял это понятие в середине XVIII века только к совершенным платежам. Сегодня, в отличие от тех времен, платежный баланс исчерпывающе агрегирует все виды операций с иностранными контрагентами по всем активам, а именно:

  • материальным;
  • физическим;
  • интеллектуальным.

Фактически, платежный баланс сегодня позволяет оценить масштабы, структуру и характер вовлечения конкретного государственного образования в мировое хозяйство. Размеры валютных потоков по внешнеэкономическим операциям, соответственно, называют платежами и поступлениями.

Создавая платежный баланс, используют хорошо знакомый бухгалтерам подход «Двойная запись». При этом цифры по кредиту счета подтягиваются из экспортных операций, которые привлекают в страну поток валютных средств. Эти цифры отображаются со знаком «+». Дебетовые суммы фактически показывают импорт чужих товаров и закупку заграничных услуг, что фактически означает отток валюты из бюджета, и показаны со знаком «-».

При «двойной записи» любая операция должна присутствовать два раза, по кредиту и дебету, а итоговая дебетовая и итоговая кредитная суммы – совпадать. Цены, отображаемые в балансе – рыночные, то есть это фактические цены закупки или продажи ценностей.

На практике применяют несколько методик составления платежных балансов, но чаще всего прибегают к представлению, предложенному МВФ. При этом выделяется два основных раздела, отражающих торговое и финансовое содержание каждого внешнеэкономического действия. По сути, они зеркально отражают друг друга.

Согласно методике МВФ, при экспорте растут требования к нерезидентам (знак «+») и уменьшаются финансовые обязательства перед последними (знак «-»). Запасы валюты в стране при этом растут и позволяют оплачивать импорт.

Если же валюты недостаточно, государство может перекрыть нужную сумму за счет иностранных займов, которые не являются товарными операциями, но нуждаются в будущем покрытии экспортом. Привлечение внешних заемных средств означает уменьшение размера требований к зарубежным контрагентам по товарным операциям (знак «-») и рост перед ними же обязательств (знак «+»).

Из этого логично вытекает структура платежный баланс в виде двух базовых разделов:

  • текущие операции
  • операции с капиталом и финансовыми инструментами.

Другие способы создания платежного баланса, как правило, совпадают с тем, который предложен МВФ. При публикации используют или «нейтральную», или «аналитическую» форму представления. “Нейтральный” вариант показывает текущее перемещение денежных масс, а также товаров и услуг в денежном эквиваленте, как текущие операции. А капитальные трансферы относят вместе с другими иностранными инвестициями и финансовыми инструментами к операциям с капиталом. Главные недостатки такого представления:

  • не отражается общий итог экономического взаимодействия между резидентами и нерезидентами;
  • нет четкого представления, является конкретная сумма самостоятельным элементом или дополнительным, ради принципа «двойной записи».

Аналитическое представление визуализирует суммарный итог всех самостоятельных операций среди резидентов и нерезидентов. А производные операции показывают действия, которые предпринимались для приведения суммарного итога платежного баланса к нулю, если есть такая необходимость. По этому итогу можно судить о текущем характере национальных экономических контактов с другими государствами.

Читать еще:  Решение о ликвидации некоммерческой организации образец

Платежный баланс Украины

До 1993 года внешнеэкономическая деятельность Украины отображалась валютным планом и следующими балансами:

17 сентября 1993 года Кабмин поручил НБУ формировать обобщенный платежный баланс независимого государства, что стало прямым следствием происходивших тогда геополитических процессов на территории бывшего Советского Союза.

«Концепция построения банковской и денежно-кредитной статистики и статистики платежного баланса» определила новую позицию Украины в глобальном сообществе стран и принята Правлением НБУ в мае 1994 года.

В рамках этой Концепции, платежный баланс Украины составляется как сводный статистический отчет за конкретный временной период, где показаны внешнеэкономические операции её резидентов. Информация для такого документа, как принято в международной практике, берется из:

  • банковской информации о платежах резидентов и их зарубежных контрагентов;
  • данные о движении товаров за пределы Украины;
  • данные от экспортных и импортных организаций, инвесторов, получателей иностранных грантов и другие детали, которые помогут составить полную картину экономической активности страны вне своих границ.

Так выглядит аналитическая форма платежного баланса Украины за первые три квартала 2018 года:

  • без учета оккупированных территорий (Крыма, Севастополя, части Донбасса)

С апреля 1996 г. публикуется ежеквартальное издание «Платежный баланс Украины», в котором представлена информация по экономическому взаимодействию резидентов с нерезидентами в денежном эквиваленте, а также аналитический анализ ситуации по ВЭД нашей страны. Кроме того, в ежеквартальнике можно найти экспертные оценки влияния на ВЭД общей экономической политики Украины.

Дефицит платежного баланса

В идеале сальдо платежного баланса должно быть нулевым для нейтрального представления. Поэтому для оценки действий страны на внешнеэкономической арене оценивают такое значение, как сальдо текущего счета. Если оно отрицательное, речь идет о дефиците платежного баланса, а если положительное – о профиците. При профиците страна наращивает требования к иностранным контрагентам, а при дефиците – обязательства (чтобы покрыть дефицитную часть).

Соответственно, в первом случае уменьшаются обязательства перед другими странами, а во втором – требования.

Но не стоит поддаваться соблазну однозначной трактовки этого показателя для всех стран. Чтобы правильно оценить всю картину, нужно учитывать уровень развития конкретной страны, степень и характер её вовлеченности в межгосударственные экономические отношения. Ни в коем случае нельзя забывать и об экономической политике в целом, которую проводит (или проводило) правительство в период, соответствующий конкретному платежному балансу.

Для развивающихся стран пассивный баланс говорит о слабой позиции в системе мирового хозяйства. Дефицит означает недостаточно активный приток валюты в страну, не перекрывающий расход валютных запасов на оплату импорта. Профицит, напротив, отражает активность на внешних рынках местных экспортеров.

Для развитых стран дефицитный платежный баланс должен рассматриваться исключительно в общем контексте политико-экономической ситуации как в самой стране, так и за её пределами. Так, пассивный торговый баланс у Штатов в 1971 году отражал не слабость экспортной деятельности, а бурную экспансию на американский рынок западноевропейских и азиатских конкурентов с технически сложными товарами (оборудование, бытовая техника и так далее). При этом валюта, вырученная за свои товары и услуги импортерами, часто использовалась для иностранных инвестиций все в те же Соединенные Штаты.

Что касается баланса услуг, то его состояние показывает степень развития внешнеэкономического направления в этом секторе. В нынешних условиях доля международных услуг в общей структуре движения денежных потоков постоянно растет, если страна активно развивает экономические связи с другими государствами-участниками системы мирового хозяйства.

Актуальное состояние и динамику платежного баланса Украины можно найти на сайтах НБУ и Минфина Украины. Так, за первые 10 месяцев 2018 года был дефицит баланса в размере $254 млн., при этом платежный баланс за октябрь был профицитным на уровне $164 млн. Сужение дефицита было достигнуто, в основном, благодаря отсутствию крупных обязательных выплат по предыдущим правительственным займам, а также росту поступлений от экспорта сельскохозяйственной продукции и увеличению прямых иностранных инвестиций.

Сводный баланс Украины за последние 20 лет выглядит следующим образом:

Итак, платежный баланс страны дает богатый материал для оценки текущей ситуации и планирования собственной инвестиционной активности на финансовых и валютных рынках. Регулярный анализ динамики национальных платежных балансов дополняет технический анализ, позволяя создать несколько сценариев развития и, как следствие, собственный план действий для всех возможных прогнозов.

§ 2. Дефицит платежного баланса и способы его финансирования

Одним из функциональных видов инвестиций, выделяемых в пла­тежном балансе, являются резервные активы, или официальные ре­зервы Центрального банка (раздел IV табл. 28.1). Резервные активы включают: монетарное золото, находящееся в распоряжении Централь­ного банка; иностранную валюту в виде наличных денег, депозитов и ценных бумаг; специальные права заимствования (СДР) — международ­ные платежные и резервные средства, выпускаемые МВФ; резервную по­зицию страны в МВФ, составляющую 25% ее квоты, в пределах которой страна может получить безусловный (автоматический) кредит МВФ. Таким образом, к резервным активам относятся признаваемые в международном масштабе финансовые инструменты, находящиеся в распоряжении Цент­рального банка, которые могут использоваться им для финансирования дефицита или распределения активного сальдо платежного баланса.

Для урегулирования платежного баланса в настоящее время золото практически не используется. Основная часть официальных резервов приходится на валюты ведущих промышленно развитых стран. В 2000 г. их доля составила 93,0%, на СДР приходилось 1,3%, резервная пози­ция в МВФ составила 3,4%, а доля монетарного золота (по цене 35 СДР за одну тройскую унцию) составила 2,3% от общей величины резервных активов всех стран мира.

Изменение резервных активов отражается в платежном балансе в счете операций с капиталом и финансовыми инструментами. Однако резервные активы существенно отличаются от других видов инвестиций. Основной функцией резервных активов является увеличение или сокра­щение объема ликвидных средств, необходимых для урегулирования неравновесия платежей между данной страной и остальным миром.1 Уменьшение официальных резервов Центрального банка учитывается в платежном балансе в кредите со знаком «плюс», поскольку в этом слу­чае предложение иностранной валюты увеличивается, как и при экспор­те товаров и услуг. Наоборот, рост официальных валютных резервов отражается в дебете со знаком «минус».

Центральный банк часто продает или покупает на валютном рынке иностранную валюту с тем, чтобы повлиять на сложившуюся макроэко­номическую ситуацию, в частности, на уровень обменного курса нацио­нальной валюты.

При возникновении неравновесия платежного баланса у страны существу­ют несколько путей восстановления рав­
новесия в ее международных платежах. Прежде всего, следует отме­тить, что теоретически свободно колеблющиеся курсы валют являются достаточным условием для непрерывного процесса регулирования нерав­новесия платежного баланса. Однако использование свободно плавающе­го валютного курса может иметь негативные для экономики последствия, и поэтому большинство стран отводят официальным резервам важную роль в системе мер, корректирующих состояние платежного баланса.1

Помимо расходования или наращивания резервных активов, госу­дарство может осуществлять прямое финансирование неравновесного сальдо платежного баланса, увеличивая или сокращая чистую сумму средств, заимствуемых у официальных органов других стран или на ча­стных финансовых рынках.

Если возможности внешнего заимствования ограничены или пробле­мы платежного баланса приобретают хронический характер, государство должно прибегнуть к мерам макроэкономического регулирования (кре­дитно-денежного, налогово-бюджетного, внешнеторгового и т. д.) с це­лью воздействия на различные секторы или отрасли экономики, чтобы стимулировать проведение резидентами таких финансовых операций, которые позволили бы улучшить состояние платежного баланса.

Кроме того, государство в целях урегулирования платежного балан­са может вводить административные меры (например, контроль над потоками капитала) или осуществлять интервенции на валютном рын­ке, воздействуя на курс национальной валюты для его приведения в соответствие с задачами проводимой им политики. При возникновении серьезного неравновесия платежного баланса государство обычно ис­пользует весь комплекс мер, не ограничиваясь выбором какого-либо одного варианта стабилизационной политики.

Тем не менее, изменение резервных активов оказывается важным и постоянным элементом процесса краткосрочного урегулирования пла­тежного баланса, будь то финансирование дефицита или интервенци­онные операции на валютном рынке. Поэтому величина резервов колеб­лется по мере изменения сальдо платежного баланса. Таким образом, изменение резервов Центрального банка выступает как своего рода балансирующая статья платежного баланса. Другими словами, саль­до по счету текущих операций и сальдо по счету операций с капиталом и финансовыми инструментами (включая статью «Чистые ошибки и пропуски») с учетом изменения величины резервных активов должны в сумме равняться нулю.

Читать еще:  Порядок оформления ООО самостоятельно

В нашей условной схеме платежного ба­ланса (табл. 28.1) сумма (I + II + III) урав­новешивается величиной IV, взятой с об­ратным знаком.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что использование валютных резервов для урегулирования платежного баланса имеет свои пределы. Вполне очевидно, что страна не может в течение длительного времени сводить с дефицитом платежный баланс, поскольку это может явиться причиной так называемого кризиса платежного баланса. Кризис пла­тежного баланса означает, что страна не в состоянии погасить внешнюю задолженность.

Причины кризиса платежного баланса могут быть разнообразными — от краткосрочных, связанных с колебаниями конъюнктуры на мировых рынках, до долгосрочных, коренящихся во внутренних макроэкономи­ческих проблемах и структурных диспропорциях.

Предположим, что в какой-то стране ухудшаются внешнеторговые позиции вследствие возросшей конкуренции на внешних рынках или из- за неблагоприятного изменения цен. В результате возникнет дефицит по текущим операциям, который необходимо будет финансировать. В те­чение какого-то времени страна может использовать для этого иност­ранные займы и распродажу своих валютных резервов. Однако, если причины дефицита платежного баланса не устранены, резервы иност­ранной валюты быстро истощаются, а иностранные кредиторы, как час­тные, так и государственные отказываются от предоставления новых кредитов. Просроченная задолженность по ранее предоставленным кре­дитам катастрофически растет. В результате под угрозой оказывается международная платежеспособность страны. Макроэкономическое уре­гулирование платежного баланса, осуществляемое с помощью коррек­тировки обменного курса, становится единственным выходом из сложив­шейся ситуации.

Поэтому, прибегая к резервам в качестве инструмента финансиро­вания дефицита платежного баланса или валютных интервенций, Цент­ральный банк обычно рассматривает это как временную меру и не до­пускает сокращения резервов страны до уровня, который считается ми­нимально приемлемым для данной страны. Показатель величины офи­циальных валютных резервов позволяет оценить возможности страны погашать задолженность иностранным кредиторам, а также судить о том, заслуживает ли доверия проводимая Центральным банком кредит­но-денежная политика, правильно ли выбрана система обменного кур­са. От размеров резервных активов зависит и возможность получения международных кредитов. В связи с этим первоочередной задачей по­литики Центрального банка в большинстве случаев является поддержа­ние адекватного уровня резервов и восполнение

в ходе процесса уре­гулирования платежного баланса — израсходованных резервов.

Платежный баланс. Дефицит платежного баланса и его регулирование

Термин «платежный баланс» ввел один из представителей позднего меркантилизма Джеймс Стюарт (1712–1780), считавший источником общественного богатства активное сальдо торгового баланса.

Платежный баланс страны – это баланс, отражающий соотношение произведенных и полученных платежей страны за некоторый период (месяц, квартал, год) по внешнеэкономическим, внешнеторговым и иным международным операциям.

При определении платежного баланса пользуются методикой, предложенной Международным валютным фондом, который рассматривает его как статистический отчет, включающий следующие основные операции:

  • сделки, связанные с движением товаров, услуг и получением доходов, проведенные резидентами конкретной страны за рубежом;
  • финансовые переводы, купля-продажа золота и иных валютно-финансовых ценностей, связанная с их движением к нерезидентам;
  • односторонние сделки, связанные с бухгалтерскими проводками.

Всю совокупность статей платежного баланса принято разбивать на три глобальные группы:

  • текущий баланс (платежный баланс по текущим операциям) — отражает всю совокупность потоков товаров и услуг, как частных, так и государственных, возникающих в процессе международных отношений отдельной страны;
  • баланс движения капиталов – отражает сделки, связанные с международным движением капиталов, как государственных, так и частных;
  • компенсационные сделки (балансирующие сделки) — показывает движение золотых и валютных резервов страны, изменение резервной позиции страны в международных финансово-кредитных организациях, безвозмездные перечисления и др.

В результате сведения всех статей платежного баланса выводится финансовый результат — сальдо платежного баланса. В случае формирования положительного сальдо – профицита платежного баланса — в страну поступает иностранная валюта, создавая дополнительный спрос на национальную денежную единицу. При этом курс «своей» денежной единицы по отношению к иностранным укрепляется, а перед Центральным банком и министерством финансов страны встает задача определить порядок размещения излишков валютных ценностей.

Если формируется отрицательное сальдо – дефицит платежного баланса — на внутреннем валютном рынке образуется дополнительный спрос на иностранные валюты, а курс национальной валюты начинает снижаться. В этой ситуации регулирующим органам необходимо определить источники погашения образовавшегося валютного дефицита.

Под государственным регулированием платежного баланса понимают широкий набор мероприятий (денежно-кредитных, валютно-финансовых, фискальных, административных и др.), целенаправленно воздействующих на основные статьи платежного баланса, с тем, чтобы отслеживать и регулировать входящие и исходящие денежные потоки, контролируя величину итогового сальдо.

Методы, применяемые государством с целью воздействия на величину платежного баланса, направлены на решение двух главных задач: стимулирование (рациональное структурирование) экспорта и ограничение импорта. Основными методами регулирования являются: прямое административное воздействие на платежный баланс страны; усиление устойчивости национальной денежной единицы на внутреннем рынке; управление курсовыми колебаниями национальной валюты; использование официального золотовалютного запаса страны; коллективное международное регулирование.

1. Прямое административное воздействие на платежный баланс страны — установление системы ограничений на определенные параметры внешнеэкономических отношений. Данные меры применяются как для импортных, так и для экспортных операций.

Применение методов прямого воздействия на структуру и сальдо платежного баланса имеет неоднозначные последствия. С одной стороны, это эффективный способ регулирования товарно-денежных потоков, в случае когда целенаправленное воздействие государства по выбранным объектам сопровождается его способностью следить за исполнением принятых решений и законопослушностью общества.

С другой стороны, наличие ограничений рассматривается иностранными инвесторами как отрицательный фактор при выборе места размещения своих средств. Кроме того, административное ограничение импорта ведет к созданию внутри страны неконкурентной среды в пользу отечественных товаропроизводителей, тем самым поддерживается низкоэффективное производство, что противоречит интересам населения (потребителей).

2. Усиление устойчивости национальной денежной единицы на внутреннем рынке за счет ужесточения денежно-кредитной и фискальной политики. При реализации данного направления основной целью является оздоровление внутренней финансовой ситуации в стране, сокращение темпов инфляции, стабилизация государственных расходов.

Негативным последствием такой политики может стать серьезное сокращение уровня доходов населения. Кроме того, укрепление денежной единицы такими методами может привести в длительной перспективе к значительному спаду производства из-за свертывания инвестиционных проектов.

3. Управление курсовыми колебаниями национальной валюты. В большинстве случаев государство стремится поддерживать неизменный курс своей денежной единицы, однако в некоторых случаях прибегают к девальвации или ревальвации национальной валюты.

Проводя политику девальвации денежной единицы, государство стремится максимально стимулировать свой экспорт. В случае проведения политики ревальвации страна существенно стимулирует увеличение импорта в ущерб национальному товаропроизводителю, но при этом сокращается давление внешних долгов на внутренний финансовый рынок.

4. Использование официального золотовалютного запаса страны путем продажи части накопленных валютных авуаров или слиткового золота на мировых золотых и валютных рынках.

Формируемый каждой страной золотовалютный резерв во многом зависит от итогового сальдо платежного баланса предыдущих лет, поэтому чаще всего привлекается при окончательном урегулировании итогового сальдо (в случае его отрицательной оценки) текущего периода.

5. Коллективное международное регулирование является одним из новых, недавно применяемых методов регулирования платежного баланса. Его появление вызвано растущими интеграционными процессами в мировой экономике.

Коллективное, а по сути дела внешнее, регулирование платежного баланса страны производится следующими способами:

  • предоставление кредитов со стороны центральных банков других стран либо международных организаций (Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, региональные валютно-финансовые и кредитные институты);
  • заключение международных торгово-экономических договоров, регулирующих на двусторонней (или многосторонней) основе порядок государственной поддержки экспортеров. Наибольшее распространение данные соглашения получили в странах, формирующих совместное экономико-политическое пространство и защищающих его от внешней торговой экспансии.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector