Содержание

Решение о ликвидации юридического лица принимается

Ликвидация ООО в 2020 году: пошаговая инструкция

Ликвидация ООО – процесс достаточно сложный и длительный по времени. Однако, если придерживаться определенных правил, то закрыть организацию можно и самостоятельно, не прибегая к помощи сторонних специалистов.

Прежде чем начинать данную процедуру необходимо знать, что существуют альтернативные способы ликвидации. Возможно, конкретно в вашем случае ООО проще продать или сменить в ней состав учредителей. В такой ситуации организация будет существовать и дальше, но уже без вашего участия.

Пошаговая инструкция по ликвидации ООО в 2020 году

Организация может быть ликвидирована добровольно или по решению суда (все случаи перечислены в ст. 61 ГК РФ). В данной статье рассмотрена добровольная процедура ликвидации ООО.

Процесс добровольной ликвидации ООО состоит из следующих этапов:

  1. Принятие решения о ликвидации и создание ликвидационной комиссии.
  2. Уведомление о начале ликвидации налоговой службы.
  3. Публикация в «Вестнике государственной регистрации» извещения о ликвидации.
  4. Уведомление о факте ликвидации кредиторов.
  5. Уведомление сотрудников и центра занятости о предстоящем увольнении.
  6. Подготовка к возможной выездной проверке из ИФНС.
  7. Составление и подача в ИФНС промежуточного ликвидационного баланса.
  8. Расчеты по имеющимся у организации долгам.
  9. Подготовка ликвидационного баланса и распределение активов ООО.
  10. Подача в ИФНС окончательного пакета документов.

Рассмотрим каждый из вышеперечисленных этапов более подробно:

1. Принятие решения о ликвидации и создание ликвидационной комиссии

Решение о ликвидации принимается на общем собрании участников ООО. Оно должно быть принято единогласно и оформлено в виде протокола общего собрания участников. Если в организации только один участник, то решение о ликвидации принимается единолично, после чего составляется решение единственного учредителя.

Далее необходимо назначить ликвидационную комиссию (в состав которой обычно входят учредители, директор, главный бухгалтер, юрист, другие квалифицированные сотрудники) и выбрать её руководителя.

Стоит заметить, что комиссия может состоять всего лишь из одного человека – ликвидатора. Паспортные данные каждого члена комиссии должны быть внесены в решение (протокол) о ликвидации.

Комиссия или ликвидатор наделяются всеми полномочиями по управлению делами общества. Они представляют организацию в суде и несут ответственность за все действия, совершенные на стадии ликвидации (ст. 62 ГК РФ).

Обратите внимание, начиная с 30 марта 2015 года, функции заявителя в процессе ликвидации должен выполнять руководитель комиссии или ликвидатор (ранее документы должен был подавать один из учредителей или участников ООО).

2. Уведомление налоговой службы и фондов о начале ликвидации ООО

В течение 3-х рабочих дней после принятия решения (протокола) о ликвидации в ИФНС по месту учета необходимо подать:

Спустя 5 рабочих дней после подачи документов налоговая инспекция должна внести запись в ЕГРЮЛ о том, что ООО находится в процессе ликвидации и выдать вам на руки копию листа, подтверждающего внесение данных в государственный реестр.

Обратите внимание, фонды (ПФР и ФСС) уведомлять о факте закрытия ООО больше не нужно. Данную информацию им должна предоставлять налоговая инспекция. Правда, в нашей стране бывает всякое, поэтому данный момент лучше уточнить в ИФНС по месту учета.

3. Публикация в «Вестнике государственной регистрации»

Ликвидировать организацию с долгами перед контрагентами без урегулирования отношения с ними нельзя, поэтому ликвидационной комиссии необходимо опубликовать в СМИ сообщение о планируемом прекращении деятельности ООО.

Изданием, в котором публикуются подобная информация, является «Вестник государственной регистрации». Разместить извещение о ликвидации можно через специальную форму на официальном сайте журнала.

4. Уведомление о закрытии ООО кредиторов

Помимо публикации в «Вестнике» необходимо письменно уведомить своих кредиторов о начале процедуры ликвидации, а также рассказать о порядке и сроках выставления претензий и требований с их стороны (данный срок должен составлять не менее 2-х месяцев).

Специальных требований к оформлению подобных уведомлений не установлено, однако, у вас должны остаться доказательства того, что кредиторы были действительно осведомлены. Ими могут служить заказные письма с уведомлением о вручении или подписи лиц, получивших корреспонденцию (в случае курьерской доставки).

5. Уведомление сотрудников и центра занятости об увольнении

Не позднее, чем за 2 месяца до предстоящего увольнения, необходимо уведомить об этом факте своих сотрудников. Делать это необходимо посредством специального письменного уведомления с пометкой о том, что увольнение происходит по инициативе работодателя в связи с прекращением деятельности организации.

Письменное уведомление также необходимо предоставить в органы службы занятости. По каждому сотруднику указывается должность, профессия, специальность, квалификационные требования, а также условия оплаты труда.

Центр занятости уведомляется за 2 месяца до увольнения или за 3 месяца, если увольнение является массовым (зависит от региона и специфики деятельности но, как правило, от 15 человек и более).

Увольняемым работникам необходимо будет выплатить выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Также за ними сохраняется право на получение зарплаты на период трудоустройства (но не более чем за 2 месяца со дня увольнения).

Отчетность за сотрудников

После того, как сотрудники уволены и с ними осуществлен полный расчет, можно направлять отчетность в ПФР (форма СЗВ-СТАЖ), ФСС (форма 4-ФСС) и ИФНС (Единый расчет по страховым взносам). Данные расчеты необходимо сдать до подачи заявления Р16001.

Если процесс ликвидации ООО совпал с окончанием отчетного года, то сначала нужно сдать расчеты СЗВ-СТАЖ и 4-ФСС за прошедший год (в общем порядке), а потом за период с начала года и до подачи заявления о ликвидации Р16001.

Примечание: на последних отчетах в ПФР, ФСС и ИФНС не забудьте поставить отметку на титульных листах – «Прекращение деятельности».

В течение 15 рабочих дней, со дня сдачи последней отчетности в ПФР оплачивается сумма взносов (доплат), если было их начисление.

Кроме этого, с апреля 2016 года был введен новый ежемесячный отчет в ПФР для работодателей по форме СЗВ-М. Указанный отчет нужно предоставлять не позднее 15-го числа следующего месяца.

По компании, находящейся в процессе ликвидации, в случае отсутствия сотрудников, сдается нулевой СЗВ-М, подписанный ликвидатором.

Не стоит забывать и об отчетах по форме 2-НДФЛ и 6-НДФЛ. Прекращение деятельности компании не снимает обязанностей налогового агента. Аналогично отчетности в ПФР и ФСС, 2-НДФЛ и 6-НДФЛ предоставляются за период с начала года и до прекращения деятельности, а если закончился отчетный год, то еще и за прошедший период.

6. Подготовка к возможной выездной проверке из ИФНС

После получения уведомления о ликвидации ООО налоговые органы имеют право (но не обязаны) провести выездную проверку. Причем сделать они это могут независимо от того, когда и по какой причине проводилась предыдущая проверка.

На практике, данную процедуру налоговая инспекция проводит не всегда, а «нулевые» компании, как правило, не проверяет вовсе. Однако, в любом случае, подготовиться к визиту из ИФНС и навести порядок в денежных расчетах и отчетных документах лучше заранее.

Если решение о выездной проверке уже вынесено, то переходить к следующему этапу ликвидации можно только после окончании проверки и урегулирования всех вопросов, возникших во время её проведения.

7. Составление и подача в ИФНС промежуточного ликвидационного баланса

После того, как опубликованный в «Вестнике» срок для предъявления требований со стороны кредиторов истек (не менее 2 месяцев) необходимо составить промежуточный ликвидационный баланс.

Особых правил по его оформлению не установлено, однако, судебная практика рекомендует составлять баланс по тем же принципам, что и бухгалтерскую отчетность (поэтому самостоятельно решать данную проблему не имея похожего опыта, не рекомендуется).

Промежуточный баланс должен содержать:

  • сведения об имуществе организации;
  • информацию о требованиях, предъявленных кредиторами;
  • результаты рассмотрения требований кредиторов.

После того, как документ будет составлен его необходимо утвердить на собрании учредителей (единственным учредителем) и оформить соответствующий протокол (решение).

Далее, в налоговую инспекцию необходимо предоставить:

Помимо этого во многих ИФНС дополнительно могут потребовать:

В течение 5 рабочих дней после принятия документов налоговая инспекция должна внести соответствующие данные в ЕГРЮЛ и отдать вам копию листа, подтверждающего внесение записи в государственный реестр.

Подача налоговой декларации

Вместе с промежуточным ликвидационным балансом, вы можете сдать налоговую декларацию, но при условии, что после составления баланса организация больше не планирует проводить налогооблагаемых операций. Если такие операции возможны – декларацию подавайте с окончательным ликвидационным балансом.

Для ликвидируемых ООО последний отчетный год – период с 1 января до даты внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ. Вся отчетность по компании должна быть сдана в срок не позднее даты внесения записи о ликвидации организации.

Налоговые декларации подаются в соответствии с выбранной системой налогообложения, подробнее читайте на этой странице.

8. Расчеты по имеющимся у организации долгам

После того, как промежуточный баланс будет утвержден, ликвидационной комиссии необходимо начать рассчитываться по имеющимся у организации задолженностям.

Согласно ст. 64 ГК РФ долги должны выплачиваться в следующем порядке:

  1. Гражданам, перед которыми ООО несет ответственность за причинение морального вреда или вреда жизни и здоровью.
  2. Работникам по трудовому договору (зарплата и выходные пособия) и по выплате авторских вознаграждений.
  3. Расчеты по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды (налоги, страховые взносы, штрафы и т.д.).
  4. Оставшиеся долги перед другими кредиторами.

Если денежных средств не хватает для погашения всех задолженностей ООО, тогда организации необходимо выставить на публичные торги своё имущество. Если и в этом случае полученная от продажи выручка не покроет все долги компании, тогда ликвидационной комиссии придется обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица.

Если ещё перед началом ликвидации вы точно знаете, что денежных средств и имущества ООО не хватит для погашения всех имеющихся долгов, то лучше сразу обратиться к специалистам по банкротству (так как в проведении этой процедуры есть много нюансов самостоятельно ей заниматься лучше не стоит).

9. Подготовка ликвидационного баланса и распределение активов ООО

Как только все задолженности перед контрагентами, сотрудниками и государством будут погашены, ликвидационной комиссии необходимо составить окончательный ликвидационный баланс, содержащий сведения о тех активах фирмы, которые остались и должны быть распределены между участниками.

Примечание: если активы в окончательном балансе окажутся больше, чем в промежуточном, то налоговая инспекция может запросить разъяснения и даже отказать в ликвидации. Делается это с целью выявления недобросовестных ликвидаторов, которые временно выводят свои активы из ООО, чтобы не выплачивать долги кредиторам.

Окончательный ликвидационный баланс необходимо утвердить на общем собрании участников (единственным учредителем) и оформить соответствующий протокол (решение) об утверждении.

Только после этого активы, оставшиеся после расчетов с кредиторами, можно распределить между учредителями (участниками) в соответствии с их долями в уставном капитале организации.

10. Подача в налоговую инспекцию окончательного пакета документов

После прохождения всех вышеперечисленных этапов необходимо подать в ИФНС окончательный пакет документов:

  • заявление по форме Р16001 (нотариально заверенное);
  • окончательный ликвидационный баланс;
  • протокол (решение) об утверждении окончательного ликвидационного баланса;
  • квитанция об оплате госпошлины в размере 800 рублей.
  • справки из фондов, подтверждающие отсутствие задолженностей (их сдавать не обязательно, так как налоговая должна самостоятельно запрашивать эти данные в ПФР и ФСС).

В течение 5 рабочих дней после сдачи документов налоговая инспекция ликвидирует ООО, внесет соответствующие данные в ЕГРЮЛ и выдаст вам на руки копию листа, подтверждающего внесение записи в государственный реестр.

После этого останется только: закрыть расчетный счет в банке, уничтожить печать в специализированной организации и сдать оставшиеся документы ликвидированного общества в архив.

Добровольная ликвидация юридического лица

Какие действия обязано совершить юридическое лицо в процессе своей добровольной ликвидации? Каковы основные этапы ликвидации – от принятия решения о закрытии организации до уничтожения печати? Сколько времени займут ликвидационные процедуры? Есть ли возможность их упростить? Обо всем этом пойдет речь в настоящей статье.

Читать еще:  Основные фонды учитываются в балансе по стоимости

Принятие решения о ликвидации

Пунктом 1 ст. 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Пунктом 1 ст. 20 Закона о регистрации детализировано, что учредители (участники) юридического лица в течениетрех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган (ФНС).

Формы сообщения, представляемые в связи с ликвидационными мероприятиями, а также порядок заполнения этих форм утверждены Приказом ФНС России № ММВ-7-6/25@ . В ходе ликвидации используются:

  1. уведомление о ликвидации юридического лица (форма Р15001);
  2. заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001).

Итак, первое, что нужно сделать в рамках информирования регистрирующего органа, – представить уведомление о ликвидации с основанием «в связи с принятием решения о ликвидации юридического лица» (п. 2.1 приложения 8 к Приказу ФНС России №ММВ-7-6/25@).

ФНС по отношению к организациям выступает одновременно и как фискальный, и как регистрирующий орган. Обязанности налогоплательщика по отношению к налоговому органу в связи с фактами хозяйственной деятельности прописаны в ст. 23 НК РФ. Обязанности организации по отношению к регистрирующему органу, которым является та же налоговая служба, установлены Законом о регистрации. До 24.08.2013 организации информировали налоговый орган в связи со своей ликвидацией дважды:

  1. по форме Р15001;
  2. по форме С-09-4, утвержденной Приказом ФНС России №ММВ-7-6/362@ .

С принятием Федерального закона от 23.07.2013 №248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» ранее предусмотренная ст. 23 НК РФ обязанность налогоплательщиков сообщать о своей ликвидации в налоговый орган отменена. На данное обстоятельство обращаем особое внимание, поскольку форма С-09-4 из Приказа ФНС России №ММВ-7-6/362@ до сих пор не исключена.

На основании пп. 3 п. 3 ст. 28 Закона о страховых взносах о начале процедуры ликвидации следует уведомить также внебюджетные фонды.

Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ.

Создание и работа ликвидационной комиссии

В соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ и Приказом ФНС России № САЭ-3-09/355@ ликвидационная комиссия помещает в журнале «Вестник государственной регистрации» объявление о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации объявления о ликвидации. Объявление размещается вне зависимости от наличия кредиторов.

Представление отчетности во время процедуры ликвидации

Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, о перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения (п. 2 ст. 63 ГК РФ). После составления промежуточного баланса на основании п. 3 ст. 20 Закона о регистрации в налоговый орган необходимо направить уведомление о ликвидации по форме Р15001 в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 2.3Приказа ФНС России ММВ-7-6/25@).

Ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами (п. 5 ст. 63 ГК РФ).

Дополнительно установлены обязанности ликвидируемой организации по отношению к внебюджетным фондам. Пунктом 3 ст. 11 Закона об индивидуальном учете и п. 4 ст. 9 Закона о пенсионных накоплениях установлено, что организация обязана в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса представить в ПФР сведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц и реестр застрахованных лиц, за которых уплачены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

Увольнение сотрудников

В целях содействия занятости населения ликвидируемые организации обязаны на основании п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» сообщить в службу занятости об увольнениях не позднее чем за два месяца, а в случае массового характера увольнений – не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Удовлетворение требований кредиторов

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п. 3 ст. 63 ГК РФ).

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица (абз. 2п. 3 ст. 63 ГК РФ).

После того как суд примет решение о признании ликвидируемой организации банкротом, требования кредиторов подлежат удовлетворению в порядке, предусмотренном процедурой банкротства.

Особенности ликвидации в рамках банкротства

Итак, при обнаружении недостаточности средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (п. 2ст. 224Закона о банкротстве).

Закон о банкротстве особо выделяет ситуацию, когда недостаточность средств выявлена после принятия решения о ликвидации юридического лица, но до создания ликвидационной комиссии. В этом случае в соответствии с п. 3ст. 224Закона о банкротстве заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд подает учредитель (участник) или руководитель ликвидируемой организации; при этом упрощенный порядок банкротства не используется (п. 3 ст. 225Закона о банкротстве).

Ведение дел переходит от ликвидационной комиссии к конкурсному управляющему. На основании п. 2 ст. 225Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.

Завершение процедуры ликвидации

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001). В заявлении подтверждается, что соблюден установленный Законом о регистрации порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены;
  • ликвидационный баланс;
  • документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию добровольной ликвидации организации на основании пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
  • документ, подтверждающий подачу в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп. 1 – 8 п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 11 Законаоб индивидуальном учете и п. 4 ст. 9 Законао пенсионных накоплениях.

На основании заявления регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней принимает решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 22 и п. 1 ст. 8 Закона о регистрации), вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ, а также выдает заявителю подтверждающий документ. После внесения записи в ЕГРЮЛ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование (п. 8 ст. 63 ГК РФ). По завершении процедуры в соответствии с п. 6 ст. 22 Закона о регистрации регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица в журнале «Вестник государственной регистрации».

Послеликвидационные мероприятия

После этого следует выполнить заключительные действия:

  1. закрыть расчетный счет;
  2. передать документы на хранение в архив;
  3. уничтожить печати и штампы.

Закрытие расчетного счета

Передача документов в архив

Документы на хранение передаются в упорядоченном виде. Поэтому еще на первых этапах ликвидации ликвидационная комиссия должна оценить объем работы по оформлению документов в архив. Упорядочение документов для архива, а также уничтожение документов, срок хранения которых истек, можно произвести своими силами или поручить специализированной организации. Договор хранения документов с архивом можно заключить на любом этапе ликвидации, причем лучше это не откладывать на конец.

Уничтожение печатей и штампов

Как упростить ликвидацию организации?

В завершение отметим, что участники организации имеют право прекратить процедуру ликвидации. Для этого надо подать в регистрирующий орган все ту же форму Р15001 с отметкой в п. 2.4, что данная форма представлена в связи с принятием решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица (решение об отмене решения о ликвидации юридического лица прилагается).

  1. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
  2. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
  3. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
  4. Приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
  5. Приказ ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@ «Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 НК РФ, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».
  6. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
  7. Приказ ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации».
  8. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
  9. Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
  10. Порядок реализации имущества установлен Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
  11. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
  12. Соответствующие нормы исключены из законодательства Федеральным законом от 02.04.2014 № 52-ФЗ.
  13. Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».
  14. Утверждены Росархивом.

Порядок ликвидации юридического лица

Мы помогаем компаниям в успешном проведении процедуры ликвидации. Наша помощь включает целый комплекс услуг:

  • консультации на протяжении всего процесса ликвидации;
  • разработку плана ликвидации;
  • подготовку всех необходимых документов;
  • подачу документов в гос. органы;
  • получение свидетельства о прекращении деятельности юридического лица.

Протос Консалтинг — это:

  • Грамотные юристы, обладающие большим практическим опытом.
  • Компания за 12 лет своей деятельности заслужившая доверие многих клиентов (см. Отзывы о нас).
  • Индивидуальный подход к каждому клиенту (100% ориентация на интересы клиента).
  • Квалифицированная юридическая помощь.

ПОДРОБНЕЕ О ЛИКВИДАЦИИ

В зависимости от оснований различают:

  • Добровольную ликвидацию (основания согласно ст.61 ГК РФ: «по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано»).
  • Принудительную ликвидацию (основания согласно ст.61 ГК РФ: ГК «по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом»).
  • Ликвидацию вследствие признания юридического лица несостоятельным (банкротом).

Процедура ликвидации юридического лица включает следующие этапы

  1. Принятие решения о ликвидации.

Решение о ликвидации принимают участники (учредители, акционеры):

  • в АО — общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии (ст.21 закона “Об акционерных обществах”), этот вопрос выносится на решение общего собрания советом директоров (наблюдательным советом) ликвидируемого общества. Решение принимается большинством (минимум 3/4 голосов акционеров) владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании (ст.48 закона “Об акционерных обществах”);
  • в ООО — решение принимается также на общем собрании всеми участниками общества, единогласно (ст.33 закона “Об обществах с ограниченной ответственностью”).

Решения о ликвидации и составе ликвидационной комиссии должны быть отражены в протоколе собрания.

Ликвидационная комиссия – это особый (чрезвычайный) орган ликвидируемого юридического лица, с момента ее назначения к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, она же выступает от его имени в суде, в том числе в качестве ответчика (пп.2, 3 ст.62, п.4 ст.64 ГК, п.4 ст.18 Закона о некоммерческих организациях).

  1. Уведомление регистрирующего органа и фондов о принятии решения о ликвидации юридического лица.

В течение 3 дней с момента принятия решения о ликвидации юридическое лицо обязано подать уведомления в регистрирующий орган (налоговую инспекцию по месту нахождения организации), заполненные по формам Р15001 «Уведомление о ликвидации юридического лица» и Р15002 «Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора или конкурсного управляющего». На обеих формах подписи заявителя должны быть нотариально заверены.

Помимо уведомлений в ИФНС необходимо подать протокол собрания или решение по вопросу ликвидации и назначении ликвидационной комиссии в 2х экземплярах.

Читать еще:  Ответственность ИП по законодательству РФ

Регистрирующий орган на основании полученных документов вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится на стадии ликвидации. С данного момента не допускается государственная регистрация изменений учредительных документов ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация вновь возникших юридических лиц — полных или частичных правопреемников ликвидируемого юридического лица (п.1.1. Временного положения).

В соответствии с п.3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» юридическое лицо обязано письменно уведомить Пенсионный фонд и Фонд социального страхования о начале ликвидации в течение 3 дней со дня принятия такого решения.

В настоящий момент форма уведомления ПФР и ФСС России законодательно не утверждена, поэтому организация может его составить самостоятельно. Аналогично уведомлению о ликвидации юридического лица, подаваемому в налоговый орган, в сообщении фондам рекомендуется указывать: ИНН, КПП, ОГРН, наименование организации в соответствии с учредительными документами; регистрационный номер в органе ПФР или ФСС России; принятое решение о ликвидации; дату подписания уведомления. Сообщение должен подписать руководитель организации или ее уполномоченный представитель.

  1. Публикация уведомления о ликвидации в средствах массовой информации.

Ликвидируемое юридическое лицо обязано уведомить контрагентов о запуске процесса ликвидации посредством публикации объявления в журнале «Вестник государственной регистрации».

Объявление должно включать информацию о сроках подачи кредиторами требований; полное фирменное наименование ликвидируемого юридического лица; его ОГРН, ИНН, КПП, адрес; сведения об органе, принявшем решение о ликвидации; порядок, адрес и телефон для принятия заявления требований кредиторов.

На этом же этапе ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

  1. Составление промежуточного ликвидационного баланса.

По истечении 2 месяцев с момента публикации объявления о ликвидации составляется промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) или органом, принявшим решение о ликвидации, и согласовывается с регистрирующим органом.

Для согласования в регистрирующий орган предоставляются:

  • оригинал промежуточного ликвидационного баланса и его копия, удостоверенная нотариально или заверенная печатью ликвидируемого юридического лица;
  • документ, подтверждающий факт публикации сведений о ликвидации юридического лица с указанием даты публикации, наименования печатного издания и текста публикации;
  • протокол об утверждении ликвидационного баланса;
  • пояснительная записка, содержащая полный перечень кредиторов и предложенный порядок расчетов с ними за подписью председателя ликвидационной комиссии.

Согласование промежуточного ликвидационного баланса осуществляется регистрирующим органом путем проставления на оригинале промежуточного ликвидационного баланса специальной надписи (штампа) о согласовании с указанием регистрирующего органа и даты согласования, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за оформление ликвидации юридических лиц, и печатью регистрирующего органа.

Оригинал согласованного промежуточного ликвидационного баланса выдается под расписку любому члену ликвидационной комиссии (ликвидатору) либо их представителям, действующим на основании доверенности.

Копия промежуточного ликвидационного баланса остается на хранении в регистрирующем органе. Срок согласования промежуточного ликвидационного баланса не может превышать 5 дней.

После согласования промежуточного ликвидационного баланса в регистрирующем органе он предоставляется в налоговый орган на проверку.

  1. Удовлетворение требований кредиторов.

Денежные выплаты кредиторам ликвидируемого юридического лица производятся ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным балансом, начиная со дня его утверждения, исключение составляют кредиторы пятой очереди, которые могут получать выплаты через месяц со дня утверждения баланса.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей последовательности:

  • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
  • в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

В случае если у ликвидируемого юридического лица недостаточно денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов. Сначала продается имущество, не участвующее в производстве (например, ценные бумаги, валютные ценности, транспортные средства и т.д.). После чего продаже подлежит готовая продукция, недвижимость, сырье, материалы и основные средства.

  1. Составление и утверждение ликвидационного баланса.

В соответствии с п.5 ст.63 ГК РФ после расчета со всеми кредиторами, ликвидационная комиссия должна составить ликвидационный баланс. Ликвидационный баланс содержит информацию об активах, которые остались у юридического лица к моменту ликвидации и до того, как буду произведены расчеты с учредителями.

Ликвидационный баланс дает представление об имуществе, которое переходит к учредителям.

Ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) или органом, принявшим решение о ликвидации, после чего подается в налоговый орган на заключительную ликвидацию.

  1. Расчеты с учредителями.

Имущество, которое осталось у организации после расчета с кредиторами, распределяется между ее участниками пропорционально их доле в уставном капитале.

Основанием для распределения служит акт, пописанный всеми участниками организации. Акт указывает, кому и что предается.

  1. Закрытие счетов в банках.

Процедура закрытия счетов заключается в подаче соответствующего уведомления в банк. Сообщение о закрытии счета, а также уведомление банка о закрытии счета юридического лица необходимо передать в налоговую инспекцию, Пенсионный фонд и фонд социального страхования.

  1. Государственная регистрация ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо прекращает свое существование после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Для этого необходимо подать в налоговую инспекцию следующие документы:

  1. Заявление по форме Р16001.
  2. Ликвидационный баланс.
  3. Протокол об утверждении ликвидационного баланса.
  4. Справка из ПФР об отсутствии задолженности по сдаче отчетности по персонифицированному учету и оплате страховых взносов.
  5. Платежное поручение об уплате государственной пошлины.

Не позднее чем через 5 дней со дня подачи этих документов налоговая инспекция должна выдать свидетельство о прекращении деятельности юридического лица.

  1. Снятие с учета во внебюджетных фондах

Для этого в фонд подаются следующие документы:

  • Заявление в произвольной форме.
  • Копия протокола о ликвидации.
  • Нотариально заверенная копия свидетельства о прекращении деятельности.
  • Нотариально заверенная копия уведомления о снятии юридического лица с налогового учета.
  • Страховое свидетельство (для ФСС).
  1. Уничтожение печати и сдача документов в архив.

С учетом соблюдения всех установленных требований средний срок ликвидации составляет около полугода. Но, стоит учесть, что ошибки на каком-либо из этапов повлекут за собой увеличение сроков ликвидации, а наложение штрафов за пропуск установленных законом сроков.

Специалисты нашей компании помогут вам в осуществлении всех процедур, связанных с ликвидацией.

Отмена записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица

Отмена записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица относится к категории довольно редких ситуаций. Сама по себе отмена ликвидации юридического лица действующим законодательством РФ не запрещена, хоть прямо и не предусмотрена. Отменить ликвидацию можно в любое время до момента внесения записи о ликвидации юридического лица в ЕГРЮЛ. В данной статье речь пойдет об отмене налоговым органом ранее внесенной в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица или на основании решения суда по заявлению налоговых органов или по заявлению третьих лиц (кредиторов, участников и т.п.), чьи права были нарушены ликвидацией.

В каких случаях возможна отмена записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица?

В нашей статье: «Приостановление и отмена процедуры ликвидации, реорганизации в форме присоединения юридического лица. Последствия. Отмена регистрационных действий решением регистрирующего органа» мы рассказывали про основания отмены ликвидации юридического лица. Сами же налоговики указывают, что при наличии в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица, отменить ее уже не получится. Возможно, только такое требование необходимо предъявлять вместе с требованием признать решение налоговой инспекции недействительным, то есть незаконным, не правомерным. Смысл заключается в том, что заинтересованному лицу нужно оспаривать не саму запись в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица, а решение налогового органа, на основании которого такая запись была внесена в ЕГРЮЛ (см. п. 5 ч. 1 ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Для этого вполне достаточно предъявить одно требование – «о признании решения налогового органа недействительным». Если суд удовлетворит данное требование, то в решении будет указано на обязанность налоговой инспекции устранить допущенные нарушения (см. п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Помимо этого, суд обяжет налоговую инспекцию исключить из ЕГРЮЛ запись о ликвидации юридического лица (см. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 июня 2017 года № Ф06-21147/2017 по делу № А55-12462/2016). Если заинтересованное лицо обратится в суд с требованием признать недействительной запись в ЕГРЮЛ, в ходе рассмотрения дела заявителю следует ссылаться на Постановление Президиума ВАС от 15 января 2013 года № 11925/12. Важно учитывать, что у суда нет права отказать заявителю в удовлетворении требований признать запись недействительной лишь на том основании, что заявитель не указал суду на неправомерность решения налоговой инспекции.

Отмена записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица налоговым органом

Основанием отмены ликвидации ООО может стать неверное составление ликвидационного баланса, с таким нарушением возможна отмена ликвидации по решению суда. Отмена процедуры ликвидации юридического лица может быть инициирована как самими участниками путем принятия добровольного решения о таком прекращении, так и по инициативе государственных органов, и другими заинтересованными лицами по решению суда (например, кредиторами ликвидируемого юридического лица). Как мы уже отмечали ранее, отмена процедуры ликвидации юридического лица в законодательных актах не отражена, но и одновременно не запрещают сегодня прекращать начатые процедуры ликвидации юридического лица. На практике для отмены ликвидации может быть несколько оснований, это могут быть устранение обстоятельств, изначально подтолкнувших к принятию решения о ликвидации юридического лица, ликвидация утратила свою актуальность, у юридического лица произошли изменения, благодаря которым собственникам удается вывести компанию из кризисной ситуации. Что касается отмены записи о ликвидации юридического лица, ранее внесенной регистрирующим органом в ЕГРЮЛ, в поле зрения налоговых органов, по-прежнему, попадают налогоплательщики, имеющие задолженность перед бюджетом. Если налоговым органом будет установлено, что представленный на этапах ликвидации ликвидационный баланс содержит кредиторскую задолженность, то запись в ЕГРЮЛ о ликвидации организации будет признана недействительной (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2014г. № 4407/14).

В случае если налоговым органом в ЕГРЮЛ уже была внесена запись о ликвидации юридического лица, отменить такую запись будет возможно только по правилам Главы 19 Налогового кодекса РФ, только путем оспаривания действий налоговых органов и признания недействительной записи в ЕГРЮЛ, а также при условии одновременного присутствия двух оснований для ее отмены:

  • действия налогового органа по внесению сведений в ЕГРЮЛ произведены с нарушением законодательства;
  • действия налогового органа нарушают права и законные интересы лица, обратившегося с жалобой.

Закон предусматривает два способа обжалования действий налоговой инспекции: путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или в арбитражный суд. В свою очередь, судебный порядок обжалования действий налоговиков возможен только после подачи такой жалобы в вышестоящий налоговый орган. Такое требование определяется как своего рода, обязательный претензионный порядок урегулирования сложившегося спора с налоговой инспекцией.

Отмена записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица на основании решения суда по заявлению заинтересованных лиц

Обжаловать решение налоговой инспекции о государственной регистрации ликвидации юридического лица можно в вышестоящем налоговом органе или суде (п.1 ст.25.2 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Если вышестоящий налоговый орган отказал заинтересованному лицу, обратившемуся с заявлением об отмене записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица, либо вовсе не принял решение в течение установленного законом срока, у заинтересованного в отмене ликвидации лица появляется право на обращение в суд с требованием признать действия налогового органа незаконными, а запись в ЕГРЮЛ – недействительной. На основании одного лишь поданного в налоговый орган заявления заинтересованного лица о признании внесенной в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица не получится (см. Определение Верховного Суда РФ от 21.07.2015г. №305-КГ15-7657, Определение Верховного Суда РФ от 21.07.2015г. № 305-КГ15-7657). В действующем законодательстве РФ не содержится норм, предусматривающих восстановление или удаление ранее внесенных в ЕГРЮЛ записей – возможна их замена при представлении заинтересованным лицом документов, необходимых для регистрационных действий по изменению сведений в ЕГРЮЛ. Подать заявление нужно в течение трех месяцев с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав и законных интересов, то есть о том, что должник ликвидирован. По общему правилу считают, что срок начинает течь с момента, когда налоговая внесла запись о ликвидации в ЕГРЮЛ. Однако эта дата не является безусловной точкой отсчета срока обжалования (см. ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Определение Конституционного суда РФ от 18.11.2004г. № 367-О, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.03.2017г. № Ф05-938/2017 по делу № А40-166560/16). Судебная практика по рассмотрению дел об отмене ликвидации неоднозначна. Важную роль здесь играет наличие или отсутствие доказательств нарушения процедуры ликвидации (см. Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.10.2011г. № 7075/11, Решение Арбитражного суда Ивановской области по делу № А17-9882/2016 от 14.02.2017г.).

Обосновать заявление можно следующими доводами:

  • должник не уведомил кредитора о ликвидации в нарушение норм абзаца 2 пункта 1 статьи 63 Гражданского кодекса РФ;
  • документы, представленные в налоговую инспекцию, содержат недостоверные сведения о кредиторах должника (в частности, в ликвидационном балансе не отражена задолженность перед заявителем (кредитором)).
Читать еще:  Списание основных средств при ликвидации предприятия

В Постановлении от 13 октября 2011 года № 7075/11 Президиум ВАС РФ указал, что представление ликвидационного баланса, в котором отсутствует информация о задолженности должника перед кредитором, является основанием для отказа в регистрации ликвидации в силу подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Помимо этого, заявителю необходимо доказать, что он являлся кредитором компании на момент ее ликвидации, а для этого необходимо представить суду документы о задолженности, а также доказательства, что должник об этой задолженности знал (см. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.01.2018г. № Ф07-16101/2017 по делу № А56-2129/2017). Для подтверждения долга заявителю можно представить в суд:

  • документы, подтверждающие наличие долга (договор между кредитором и должником, акты сверки, акты выполненных работ и т.п.);
  • решение суда о взыскании долга, вступившее в законную силу;
  • иск о взыскании задолженности, с которым заявитель (кредитор) обращался в суд до ликвидации должника.

Некоторые суды сходятся во мнении, что налоговая инспекция не обязана проверять достоверность ликвидационного баланса, поскольку ее задача заключается в установлении соответствия документов должника установленным законом формам (см. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.01.2016 № Ф10-4524/2015 по делу № А84-933/2015).

Последствия признания судом недействительной записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица

Как известно, решение налогового органа о государственной регистрации ликвидации юридического лица, является основанием для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (см. п. 1 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ). Вопрос о последствиях признания судом недействительной записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица возникает в случае удовлетворения судом требования участников Общества или иных заинтересованных лиц, обратившихся в суд с заявлением о признании решения налогового органа о государственной регистрации ликвидации Общества недействительным.

С 28 июня 2018 года начнет свое действие пункт 3.1. статьи 3 Федерального закона от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», согласно которой кредиторы смогут вернуть свои долги с руководителя и участников ликвидированного юридического лица путем привлечения их к субсидиарной ответственности. Помимо указанного, в течение трех лет такие лица не смогут:

  • зарегистрировать на свое имя новое юридическое лицо;
  • приобрести долю участия в любом юридическом лице;
  • стать руководителем другого любого юридического лица.

Аналогичные меры применяются в случаях, когда в ЕГРЮЛ содержится запись, что сведения об адресе компании недостоверные; в ЕГРЮЛ содержится отметка, что компания представила недостоверные данные о единоличном исполнительном органе; компания не выполнила решение о принудительной ликвидации.

О злоупотреблении правом со стороны единственного учредителя компании свидетельствуют действия по фиктивному выводу активов в процессе ликвидации, при наличии у компании долгов (см. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.09.2016г. №А33-876/2015). Основные преднамеренного (фиктивного) банкротства реорганизуемой компании – передача активов вновь созданной компании, в результате чего реорганизуемая компания (должник) не имеет возможности удовлетворить требования кредиторов (см. Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016г. № А59-5465/2014). Если суд установит наличие причинно-следственной связи между действиями учредителей при реорганизации компании-должника по передаче всей дебиторской задолженности в новую компанию и наступившими последствиями в виде банкротства компании-должника, то учредители, которые довели компанию банкротства, будут привлечены к субсидиарной ответственности (см. Определение Верховного Суда РФ от 14.09.2016г. № 303-ЭС16-10794). Если учредители добровольно отменили ликвидацию юридического лица или получили отказ в налоговой инспекции, повторная ликвидация такого юридического лица станет возможной только через шесть месяцев (см. п. 2 ст. 1 Федерального закона № 488 от 28.12.2016г., вступившего в законную силу 01.09.2017г.).

Ликвидация ООО по инициативе налоговой инспекции

Нередко бывает, что открытое ранее общество с ограниченной ответственностью становится ненужным и даже обременительным. Законодатель предусмотрел 2 основных способа ликвидации юридического лица – по решению учредителей (участников) и по инициативе регистрирующего органа.

Что это такое

Бизнесмены, которым приходилось закрывать ООО по собственной инициативе, знают, насколько это затруднительная процедура. Поэтому многие владельцы компаний предпочитают воспользоваться такой возможностью, как ликвидация ООО по инициативе налоговой инспекции.

Для ряда предпринимателей, конечно, принудительная ликвидация становится неприятной неожиданностью. Но, согласно статистике, в большинстве случаев, учредители, приняв такое решение, осознанно ведут юридическое лицо к закрытию по инициативе регистрирующего органа в досудебном порядке. Использование этой законной процедуры позволяет предпринимателю избавиться от множества организационных хлопот.

В каких случаях происходит

Гражданским законодательством РФ предусмотрено несколько оснований для принудительной ликвидации юридического лица:

  • неоднократное нарушение действующего законодательства (пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • отсутствие надлежащим образом полученной лицензии, если для деятельности, которую ведет компания, предусмотрено лицензирование;
  • нарушение закона о конкуренции;
  • отсутствие движений финансовых средств на счетах фирмы и отсутствие отчетности (пп. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ).

Налоговый орган, в свою очередь, имеет два пути ликвидации ООО – во внесудебном порядке и по решению суда.

Кроме оснований для исключения из ЕГРЮЛ в досудебном порядке, указанных в статье 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» — отсутствие отчетности и движений средств на счетах, Федеральным законом от 28.12.2016 № 488-ФЗ внесены дополнительные случаи, когда компания может быть исключена из реестра:

  1. Организация не имеет средств на расходы, связанные с добровольной ликвидацией и не имеется возможности возложить эти затраты на учредителей (участников).
  2. В ЕГРЮЛ более чем полгода содержится пометка о наличии недостоверной информации, предоставленной юридическим лицом.

Во втором случае, имеются в виду преимущественно сведения об адресе организации, но могут быть недостоверными также сведения о ее руководителе или участниках.

Недостоверность адреса определяется инспекторами по следующим признакам:

  • если в налоговый орган возвращаются почтовые отправления по указанному адресу с пометкой «адресат отсутствует»;
  • если адрес – жилое помещение, не являющее собственностью директора или одного из основных учредителей;
  • если этот адрес указан в качестве юридического более чем 5-ю организациями;
  • если адрес неполный — не указан номер офиса, помещения и т.д.;
  • если адрес имеет разночтение с данными официального классификатора адресов;
  • если по адресу находится здание, которое нельзя эксплуатировать по назначению (в качестве офиса) – гараж, разрушенное или не введенное в эксплуатацию здание.

В недостоверности сведений о своем руководителе компания может быть заподозрена по следующим признакам:

  • лицо действует без доверенности в интересах более 50 организаций;
  • участники юридического лица фигурируют более чем в 50 компаниях;
  • имеются сведения о наличии постановления об административном правонарушении, в котором зафиксировано решение о дисквалификации лица, действующего от организации без доверенности;
  • имеются сведения о смерти лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности.

Отчетность предпринимателя

Прекращение по инициативе регистрирующего органа происходит, если компания не осуществляет деятельность в течение последних 12 месяцев. В ст. 21.1. ФЗ № 129 перечислены 2 признака:

  • на протяжении последнего года налоговая инспекция не получает декларации и отчеты от ООО;
  • на счетах компании за тот же период отсутствует любое движение средств.

Поэтому если предприниматель не осуществляет бухгалтерские проводки и не предоставляет декларации, он может ожидать прекращения своего юридического лица.

Как действует ФНС

Чтобы выявить и ликвидировать недействующие ООО, в налоговой инспекции формируются реестры организаций, которые в течение определенного законом срока не подают декларацию и не сдают иную отчетность.

На основании этих реестров в банк направляются запросы, по предоставленным сведениям, анализируется состояние счетов компаний. Если на счетах средств не имеется и бухгалтерских проводок в течение года не осуществлялось, принимается решение об исключении ООО из Единого государственного реестра юридических лиц.

В течение следующих 3 дней налоговая служба размещает в СМИ информацию для заинтересованных лиц — сведения о ликвидации компании, адрес и порядок подачи претензий. Традиционно информация размещается в «Вестнике государственной регистрации».

На протяжении 3 месяцев после публикации физические и юридические лица, интересы которых затрагиваются или ущемляются ликвидацией данного ООО, могут обратиться в инспекцию с претензией.

Специалисты налоговой инспекции стали работать над выявлением неверно указанных сведений. Поскольку процедура в силу своей новизны еще не регламентирована, инспекторы стараются получить информацию непосредственно от владельцев помещений, запрашивают справки, списки арендаторов, организовывают проверки с выездом по адресам.

Нарушителям направляется предупреждение с требованием внесения изменений в реестр в течение 30 календарных дней. Если предприниматель игнорирует уведомление, напротив него ставится пометка о наличии недостоверных сведений. В этом случае, по истечении полугода с момента появления пометки, общество исключается из ЕГРЮЛ.

Если принудительная ликвидация невозможна

Налоговая инспекция не всегда имеет право инициировать процедуру исключения компании из государственного реестра по упрощенной досудебной процедуре, даже если формальные основания на это у нее имеются.

Есть 2 ситуации, когда принудительная ликвидация по этой схеме невозможна:

  • если по решению суда в отношении юридического лица начата процедура банкротства;
  • если компания имеет долги в бюджет и страховые фонды, причем срок давности по этим долгам не истек.

Впрочем, судебные инстанции придерживаются мнения, что задолженность в бюджет не является основанием для отказа от прекращения по инициативе налоговых органов. Формально это так. Проблема в том, что коллизия сокрыта именно в процедуре: налоговая служба сама является кредитором компании-должника. Поэтому в случае, когда имеются все формальные основания для принудительной ликвидации ООО в досудебном порядке и налоговая инспекция инициирует эту процедуру, она сама же должна будет прекратить процесс, подав в 3-х месячный срок заявление как кредитор юридического лица.

Образец заявления кредитора о признании гражданина банкротом

Образец заявления о включении в реестр требований кредиторов должника требований первой очереди

Исключение из государственного реестра

Если в 3-х месячный срок, предусмотренный для подачи заявлений кредиторами или контрагентами, претензий в адрес компании не поступало, инспекция исключает сведения об обществе из Единого государственного реестра юридических лиц в упрощенном порядке. В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ, после внесения решения о ликвидации в ЕГРЮЛ прекращение юридического лица считается состоявшимся.

Если же в отведенный законом срок от кредитора поступило заявление, процесс принудительной ликвидации в досудебном порядке отменяется и вступает в силу порядок, предусмотренный ст. 61 ГК РФ. В таком случае исключение из государственного реестра происходит либо после процесса добровольной ликвидации, либо по итогам окончания всех этапов процедуры банкротства.

Могут ли взыскать с учредителя долги исключенной фирмы

Есть ли у кредиторов возможность взыскания долгов, которые не были погашены до ликвидации? Существует мнение, что при ведении бизнеса через юридическое лицо, личное имущество предпринимателя находится в полной безопасности. Законодатель в ст. 56 Гражданского кодекса РФ действительно предусмотрел соответствующее преимущество — добросовестный учредитель (участник) отвечает по долгам в пределах своей доли в уставном капитале.

После проведения всех предусмотренных процедур компания больше не имеет собственности. По их окончании она теряет все права на осуществление любой деятельности и финансовых расчетов с кредиторами, поскольку перестает существовать.

До недавнего времени, в случае, когда юридическое лицо ликвидировалось в соответствии с процедурой несостоятельности (банкротства), его участникам грозило привлечение к субсидиарной (дополнительной) ответственности по его обязательствам, если будет доказано, что к банкротству компанию привели именно действия (бездействие) ее участников (Федеральный закон от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Субсидиарная ответственность приравнивается к реальному размеру долга, а не к величине уставного капитала. Соответственно, исполнительное производство направлено на взыскание с учредителя долга в полном объеме, вне зависимости от его доли уставном капитале.

Однако, в связи с внесенными Федеральным законом от 28 декабря 2016 года № 488-ФЗ изменениями, даже после завершения принудительной ликвидации общества лица, контролировавшие компанию, не могут чувствовать себя в безопасности на протяжении 3-х лет. Сейчас в течение именно этого срока кредиторы могут предъявлять к ним финансовые требования субсидиарной ответственности.

В течение 3-х лет с момента закрытия налоговая служба имеет право обратить свое внимание на уже не существующую компанию. К примеру, если в результате налоговой проверки ее бывшего контрагента проявятся ее старые сомнительные сделки или незаконная деятельность. При этом вновь рассчитанная недоимка, пени или штрафы будут взысканы с личного имущества руководства бывшей компании.

Аналогичные требования теперь можно подавать после завершения процедуры банкротства и даже вне этой процедуры, если в ее проведении было отказано.

Интересно, что инициировать привлечение управляющего состава ликвидированной компании к субсидиарной ответственности может не только действующий кредитор, но и ее бывший работник, который в рамках предусмотренного срока вспомнит, что организация имеет перед ним долг. Причем 3-х летний срок начинает отсчитываться с того момента, как потенциальный кредитор узнал о наличии оснований для своего заявления.

Предлагаем вашему вниманию видео, на котором рассказывается подробно о ликвидации ООО.

Преследование должников кредиторы могут осуществлять теперь на основании исполнительного производства и после завершения процедуры банкротства.

Финансовые риски в бизнесе есть всегда, вне зависимости от его организационной формы, но предпринимателю, который старался не обходить закон, а работать добросовестно, в большинстве случаев, опасаться нечего.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector