Содержание

Грузоперевозки учет вести не по количеству

Выбор системы налогообложения для ИП, осуществляющего грузоперевозки

Грузоперевозки относятся к одному из распространенных видов деятельности ИП. Выбор системы налогообложения определяется индивидуальными условиями деятельности. Предприниматели при оказании услуг используют транспорт, находящийся в собственности физического лица или на правах временного пользования.

Вид деятельности должен быть внесен в список разрешенных кодов по справочнику ОКВЭД при регистрации или путем внесения изменений в учредительные документы до начала выполнения грузоперевозок.

Внимание! Передача собственного транспорта в аренду по договору не относится к грузоперевозкам, что необходимо учитывать при налогообложении и определении ОКВЭД.

ИП может выбрать один из видов систем налогообложения, применяемых в учете, кроме формы, переведенной на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).

Предприниматели могут использовать:

  • Общеустановленную систему налогообложения (ОСН).
  • Упрощенный режим (УСН).
  • Форму с вмененным доходом (ЕНВД).
  • Патент (ПНС).

Каждая из систем имеет положительные и отрицательные условия применения. Определить, какую форму лучше выбрать и сколько налогов нужно платить в бюджет, можно при сравнении условий разных режимов.

Выбор осуществляется в зависимости от индивидуальных условий ведения деятельности. Одним из основных критериев выбора служит количество транспорта, используемое при оказании услуг по перевозке грузов.

Кроме числа собственного или привлеченного транспорта необходимо учитывать:

  • Объем планируемых заказов.
  • Наличие штатных единиц по обслуживанию документооборота.
  • Объем налоговых обязательств, которые необходимо платить.

Имеются некоторые ограничения при выборе формы учета. Законодательством установлено ограничение для ЕНВД по числу транспортных средств, участвующих в получении дохода. Применение системы допускается при наличии парка не более 20 единиц техники.

Внимание! Имеется ограничение по применению одновременно ЕНВД и патента. Одновременно применять системы не разрешено, предприниматель должен выбрать одну форму налогообложения, по которой будет платить налог.

Общеустановленная система налогообложения

Предприниматели, имеющие значительный парк транспорта, количество штатных единиц и обслуживающего персонала, могут применить ОСН.

Положительные стороны применения вида учета для ИП:

  • Отсутствие ограничений по количеству парка транспорта, объема выручки.
  • Возможность оказывать услуги для организаций или ИП, применяющих ОСН с уплатой НДС. Отсутствие ограничений по нормативам на услуги по грузоперевозкам часто используется предприятиями для снижения налоговой нагрузки.

Отрицательные стороны ведения ОСН:

  • Необходимость оформления значительного количества оправдательных документов для подтверждения расходов.
  • Обязанность по уплате НДС. При оказании услуг по грузоперевозкам отсутствуют значительные обороты выручки. Если ИП не заинтересован работать с компаниями, имеющими обязательства по НДС, предприниматель может отказаться от уплаты НДС.

Необходимо подать в ИФНС заявление на освобождение, после одобрения которого платить НДС не требуется. Право ежегодно подтверждается.

При отсутствии значительных расходов (например, при использовании арендованного транспорта) применение общей системы может привести к солидным обязательствам налогообложения. Какие и сколько платить налогов, можно определить на этапе выбора формы учета.

Упрощенная система

Применение УСН оправдано при отсутствии договоров с клиентами, уплачивающими НДС.

Положительные стороны применения УСН:

  • Возможность применить одну из двух схем упрощенного учета – «доходы» или «доходы минус расходы». Смена вида осуществляется с начала нового налогового периода. Какую из форм лучше выбрать и сколько необходимо платить в бюджет, определяется в ходе практической деятельности.
  • Минимальное число обязательных к ведению учетных форм.
  • Возможность снижения налога при наличии уплаты начисленных взносов в ПФР.

Отрицательные стороны использования УСН:

  • Наличие ограничений по выручке, штатной численности.
  • Применение другого вида налогообложения возможно только с начала нового налогового года.

Для транспортных услуг в рамках УСН часто применяется схема налогообложения «доходы». Если расходная часть минимальна, применение вида учета оправдано. Предприниматель может точно определить, сколько по сумме налогов необходимо платить и имеет право не вести расходную часть налогообложения. При минимальной величине налога система позволяет иметь сокращенный штат обслуживающего персонала.

Вмененный доход

ИП часто применяют ЕНВД при оказании услуг по перевозке грузов. Для формы характерны отсутствие необходимости ведения полного документооборота.

Плюсы применения ЕНВД:

  • Обязанность учета только физического показателя – количества транспортных средств. ИП ведет только общие документы без учета расходов топлива, запчастей и прочих затрат грузоперевозок.
  • Возможность совмещения системы с другим видом обложения. Оправдано совмещать только УСН со схемой «доходы», при которой нет необходимости учитывать затраты. Дополняющие друг друга формы позволяют создать условия, при которых можно законными способами исключить учет и меньше платить в бюджет.

Минусы применения ЕНВД:

  • Необходимость платежа единого налога вне зависимости от реализации услуг.
  • Наличие ограничения по числу машин. Допускается использовать до 20 штук единиц транспортных средств.

При наличии малого автопарка и незначительных по размеру стоимости контрактов ИП может выбрать между ЕНВД и ПНС. Для сравнения необходимо получить информацию в ИФНС о стоимости патента на грузоперевозки и сравнить с налогом на вмененный доход.

Внимание! Патентная система применяется только в регионе его приобретения. При заключении договоров на оказание транспортных услуг необходимо обеспечить совпадение места составления соглашения и применения патента.

Дополнительный документооборот

Предприниматель должен иметь общую учетную документацию при оказании услуг.

Необходимо обеспечить:

  • Выписку путевых листов на каждую поездку. Выписка документа производится вне зависимости от категории водителя. Если за рулем предприниматель, путевой лист выписывается даже в случае поездки по городу. Форма путевого листа ИП отличается от бланка, используемого юридическими лицами, но оформление должно производиться строго по правилам и с участием медработника.
  • Выдачу копии трудового договора водителю и доверенности на право управления транспортным средством. Если водитель не является штатным сотрудником, заключается договор с организацией или ИП, предоставившим водителя и транспорт в аренду.
  • Ведение книг учета выданных путевых листов.
  • Заключение договоров транспортной экспедиции.

Особое значение наличие оправдательных документов имеет в случае использования расходных форм для снижения основного налога при ведении ОСН или УСН с видом учета «доходы минус расходы». Транспортные услуги характеризуются значительным количеством оправдательных документов, что требует наличия штата обслуживающих учет сотрудников.

Внимание! При отсутствии путевых листов принять в состав расходов топливо, масла, расходные материалы и запчасти нельзя. ИФНС при проверке ИП исключит затраты и дополнительно начислит основной налог и применит санкции – пени, штрафы.

Какую систему налогообложения выбрать ИП для грузоперевозок?

В России существует несколько налоговых режимов, и в зависимости от выбора, сумма обязательных платежей на них может сильно отличаться. В этой статье рассмотрим вид деятельности ИП — грузоперевозки. Какую систему налогообложения выбрать предпринимателю, чтобы легально сократить налоговое бремя? Для этого сделаем расчеты и на примере сравним разные варианты.

Специфика автомобильного бизнеса

ОСНО редко применяется индивидуальными предпринимателями, поскольку это невыгодно — слишком большая налоговая нагрузка. На общей системе нужно платить НДС по ставке 20% от выручки, а с собственного чистого дохода — еще и 13% в виде НДФЛ. Обычно основной режим применяют при необходимости вести бизнес с крупными компаниями — плательщиками НДС. Но чаще ИП работают с такими же, как они сами, субъектами малого бизнеса или с физическими лицами. Быть плательщиком НДС при этом необходимости нет, так что предприниматель выбирает какой-либо льготный налоговый режим.

Перед тем как перейти к расчетам налогов ИП, выделим особенности сферы грузоперевозки. Чтобы понять, какую систему налогообложения выбрать, нужно оценить примерный уровень расходов бизнеса. А они будут таковы:

  • сервисные расходы — ремонт, техобслуживание, замена шин;
  • амортизация — списание части стоимости машин на себестоимость услуг;
  • если транспорт арендуется, то арендная плата;
  • стоимость бензина;
  • заработная плата водителей и других работников;
  • страховые взносы за сотрудников, а также на страхование самого ИП;
  • накладные расходы — оплата связи, парковки и другие;
  • автострахование;
  • налоги и прочие обязательные платежи.

Иначе говоря, расходов предстоит немало. Какова будет их доля, заранее определить сложно. Для расчета можно ориентироваться на такие значения: расходы — 70%, доходы 30% от выручки. Но это практически идеальный показатель, и добиться его на практике очень сложно. В последние годы рынок грузоперевозок находится в застое. Причиной тому кризисные явления в экономике России, высокая конкуренция, дополнительные платежи (система Платон) и постоянный рост цен на топливо. Поэтому доходность грузоперевозок серьезно снизилась.

Пример расчета налоговой нагрузки

Для примера возьмем предпринимателя из города Чехова Московской области.

Исходные данные его бизнеса такие:

  1. Количество автомобилей, которые он использует для перевозки грузов — 3.
  2. Средняя ежемесячная выручка предпринимателя — 900 000 рублей.
  3. Средняя ежемесячная сумма расходов, которые учитываются при расчете налога (страховые взносы включены) — 630 000 рублей.
  4. Количество нанятых работников — 2, ежемесячная сумма страховых взносов — 9 000 рублей за каждого сотрудника. Итого в год: 2 * 9 000 * 12 = 216 000 рублей.

Страховые взносы самого предпринимателя составят:

  • фиксированная часть с дохода до 300 000 рублей в 2019 году — 36 238 рублей;
  • 1% в Пенсионный фонд с суммы превышения: (900 000 * 12 — 300 000) * 1% = 105 000 рублей;
  • общая сумма взносов ИП за себя: 36 238 + 105 000 = 141 238 рублей.

Примечание: на ЕНВД и ПСН дополнительный взнос на пенсионное страхование ИП рассчитывается не с реальных доходов, а с установленных государством (вмененный доход на ЕНВД или потенциально возможный на патенте).

Теперь произведем расчеты налогов на разных системах, а заодно и расскажем об особенностях каждой из них.

Упрощенная система налогообложения

Применять УСН предприниматели могут повсеместно практически при любом виде деятельности, но есть ограничения:

  • у ИП должно работать менее 100 человек (значение в среднем за год);
  • его годовой доход должен быть менее 150 млн рублей;
  • остаточная стоимость его основных средств также должна быть менее 150 млн рублей.

По своему желанию предприниматель может выбрать один из двух вариантов уплаты налога при УСН:

  1. По ставке 6% с доходов.
  2. По ставке 15% с разницы между доходами и расходами.

В первом случае расходы ИП не играют никакой роли и не учитываются. Единственное исключение — страховые взносы. Они отнимаются от суммы исчисленного налога. Предприниматель с работниками вправе сократить налог за счет уплаченных взносов максимум наполовину. Если же ИП ведет деятельность один, то свои взносы он может вычесть из налога полностью, сократив его хоть до нуля.

Читать еще:  Как перейти на усн при регистрации ИП

Для ИП из нашего примера расчет налога при УСН с объектом «Доходы» будет такой:

  • налоговая база за год: 900 000 * 12 = 10 800 000 рублей;
  • сумма налога: 10 800 000 * 6% = 648 000 рублей;
  • общая сумма страховых взносов в год за самого предпринимателя и его работников: 141 238 + 216 000 = 357 238 рублей;

За счет страховых взносов налог можно уменьшить на 50%, т.е. до 648 000/2 = 324 000 рублей.

Если же применяется УСН с объектом «Доходы минус расходы», то расчет налога для нашего ИП будет такой:

(900 000 — 630 000) * 12 * 15% = 486 000 рублей.

В этом случае страховые взносы сумму налога не уменьшают, поскольку они уже входят в состав расходов. Поэтому если ИП из примера выберет УСН с объектом «Доходы минус расходы», то в год ему придется уплатить 486 000 рублей налога.

Кроме того, на этом режиме есть следующие особенности:

  • расходы, уменьшающие налоговую базу, должны быть документально подтверждены;
  • отдельные виды расходов при расчете налоговой базы не учитываются;
  • есть минимальное значение налога — это 1% от суммы дохода.

Единый налог на вмененный доход считается более выгодным налоговым режимом при грузоперевозках. Но тут многое зависит от места жительства ИП. Дело в том, что ЕНВД действует не везде. Вводить ли эту систему на территории города или иного поселения, решают местные власти. Они же определяют список видов деятельности, в отношении которых этот режим вводится. Однако базовые направления бизнеса для «вмененки» прописаны в Налоговом кодексе (статья 346.26), и перевозка грузов как раз входит в этот список. Но есть ограничение — у ИП должно быть не более 20 машин.

Ставка ЕНВД по умолчанию — 15%, хотя местные законодатели могут снизить ее до 7,5%.

Налоговая база за каждый месяц рассчитывается так: Базовая доходность * Физический показатель * К1 * К2

Параметры этой формулы обозначают:

  • Физический показатель для грузоперевозок — это количество машин.
  • Базовая доходность — сумма вмененного дохода, который предприниматель может получить в месяц на единицу физического показателя.
  • К1 — коэффициент-дефлятор, который ежегодно рассчитывается Минэкономразвития в зависимости от уровня инфляции.
  • К2 — понижающий коэффициент, который устанавливается местными властями для облегчения налоговой нагрузки. Он может быть разный в зависимости от вида деятельности и местности, но не более 1.

Если количество машин в течение года не меняется, то ЕНВД можно рассчитать по формуле: Налоговая база за месяц * 12 месяцев * 15%. Чтобы рассчитать ЕНВД для ИП из примера, соберем все нужные данные в таблицу.

Физический показатель (статья 346.29 НК РФ)

Базовая доходность (статья 346.29 НК РФ)

6 000 рублей в месяц на 1 автомобиль

К1 в 2019 году (приказ Минэкономразвития России от 30 октября 2018 года № 595)

К2 для грузоперевозок в городе Чехове (решение городского Совета депутатов от 9 ноября 2012 года №71/10)

Расчет будет выглядеть так: 6 000 * 3 * 1,915 *1 * 12 * 15% = 62 046 рублей.

Как и на упрощенной системе с объектом «Доходы», на ЕНВД можно вычесть из суммы налога страховые взносы. Правило такое же: если у ИП есть сотрудники, то он может уменьшить налог за счет взносов на 50%. Значит, предпринимателю предстоит уплатить в бюджет всего: 62 046 / 2 = 31 023 рубля.

Патент на грузоперевозки

Система налогообложения на основе покупки патента разработана для отдельных сфер бизнеса, причем специально для ИП. Грузоперевозки — один из тех видов деятельности, на который можно приобрести патент. Но есть условия:

  • ПСН по грузоперевозкам должна быть введена региональным законом;
  • размер дохода ИП за год не должен быть более 60 млн рублей;
  • количество нанятых работников — не более 15 человек.

Ставка налога при применении ПСН (стоимость патента) — 6% от потенциального дохода ИП. Его размер устанавливают региональные власти для каждой сферы. Они также вправе уменьшить ставку налога наполовину.

Для удобства предпринимателей ФНС разработала специальный калькулятор расчета стоимости патента. Найти его можно на официальном сайте Налоговой службы в разделе для индивидуальных предпринимателей.

Для рассматриваемого в примере ИП из города Чехова годовая стоимость патента на 3 автомобиля на год составит 60 093 рубля. Это 6% от предельного дохода в сумме 1 001 547 рублей, которая установлена в Подмосковье для грузоперевозок, когда у ИП 2 или 3 транспортных средства (закон Московской области от 6 ноября 2012 года № 164/2012-ОЗ).

В отличие от УСН и ЕНВД, на патентной системе к налогу нельзя применить вычет на сумму страховых взносов. То есть предпринимателю из примера нужно будет уплатить полную стоимость патента в размере 60 093 рублей.

Подведем итоги

Итак, мы сделали расчеты для ИП, который занимается грузоперевозками, и попытались проанализировать, какую систему налогообложения выбрать.

Суммы налога получились такие:

  • УСН (доходы минус расходы) — 486 000 рублей;
  • УСН (доходы) — 324 000 рублей;
  • ЕНВД — 31 023 рубля;
  • покупка патента — 60 093 рубля.

Получается, что предпринимателю выгоднее всего выбрать ЕНВД. Но здесь есть нюанс — действует этот режим не везде. Однако и там, где он есть, ему осталось действовать совсем недолго. В соответствии с законом от 29 июня 2012 года № 97-ФЗ, ЕНВД прекратит свое существование 1 января 2021 года. Законодатели считают, что «вмененка» не слишком справедлива, поскольку уплачиваемые в бюджет суммы никак не связаны с размером полученного бизнесменом дохода. Но пока ее можно использовать, если, конечно, подходят все условия.

Далее следует присмотреться к покупке патента. Но тут нужно уточнять особенности местных законов и считать стоимость. Ситуация на рынке грузоперевозок в каждом регионе своя, поэтому цена патента очень сильно различается. Например, в Санкт-Петербурге патент на 1 машину стоит 48 000 рублей в год, а в Смоленске — 8 586 рублей.

Из наших расчетов выходит, что наименее выгодным из льготных режимов налогообложения при грузоперевозках является «упрощенка». Что неудивительно, ведь размер налога на этой системе зависит от полученного дохода. В приведенном примере предпринимателю выгоднее применять УСН с объектом «Доходы», но это очень условно. При расчетах мы исходили из того, что процентное соотношение «Доходы/расходы» у ИП будет равно 30/70. Но на практике оно, весьма вероятно, будет иным. Например, 20/80 или даже 10/90. И тогда уже будет выгоднее применять УСН с объектом «Доходы минус расходы».

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать новые статьи на почту:

ИП и грузоперевозки — код ОКВЭД, какую выбрать систему налогообложения

Перевозки грузов — прибыльный бизнес, в котором существует острая конкуренция. Важно, чтобы деятельность была официально оформлена. Для небольшого бизнеса наилучшим решением в течение многих лет была работа индивидуальным предпринимателем. Начиная с 2019 года можно заниматься грузоперевозками, оставаясь самозанятым. В статье будут рассмотрены особенности оформления этого вида бизнеса, налоговая нагрузка и требования к тем, кто им занимается.

Можно ли заниматься грузоперевозками для ИП

Некоторые бизнесмены в связи с высокой конкуренцией в сфере перевозки грузов или пассажиров считают более выгодным для себя работать без регистрации. Однако это возможно только при очень небольших масштабах деятельности и до тех пор, пока не придётся встретится с представителями полиции или налоговой службы.

Грузоперевозки — доходный и конкурентный бизнес

Для того, чтобы предпринимательская деятельность имела хорошую перспективу, чтобы бизнес был успешен и продолжал развиваться, необходимо, чтобы грузоперевозки любым видом транспорта (водяным, воздушным или автомобильным) осуществлялись индивидуальным предпринимателем на законных основаниях.

Для оказания таких транспортных услуг нет необходимости получать какие-либо специальные разрешения или лицензии. Примером могут быть любые перевозки. Однако, несмотря на это, всё же существуют требования к оформлению документов (например, необходимо оформить путевый лист).

Важно! Индивидуальный предприниматель имеет право заниматься только такой деятельностью, код ОКВЭД которой у него официально зарегистрирован. Поэтому, если так не было сделано, ИП обязан внести соответствующие изменения в свои документы.

Можно сделать выбор между четырьмя видами систем налогообложения. Важно не только уменьшать предполагаемую налоговую нагрузку, но и учитывать требования, предъявляемые законодательством для того, чтобы оказывать услуги. Нужно учитывать особенности каждого из возможных вариантов и перейти на тот, который будет максимально выгоден.

Какую выбрать систему налогообложения

Правильный выбор способа налогообложения позволит ИП грузоперевозки сделать более эффективными и прибыльными.

При этом платится налог не на реальный, а на вменённый доход. Важной особенностью рассматриваемой системы налогообложения является то, что индивидуальные предприниматели с разными уровнями доходов платят государству одинаковый налог. Это образец ситуации, когда юридические требования выгодны ИП.

Для того, чтобы работать таким образом, надо соответствовать таким требованиям:

  1. Существует ограничения на количество используемой техники, в том числе для пассажирских или грузовых перевозок. В это число входят не только те автомобили, которые находятся в собственности, но и такие, которые получены в пользование каким-либо способом (например, при помощи аренды). У индивидуального предпринимателя на ЕНВД не может быть техники более 20 единиц.
  2. Количество сотрудников ограничено пределом в 100 человек.

Важно учитывать, что у ИП может быть несколько видов деятельности, а не один. В этом случае налог будет рассматриваться отдельно па каждому из них. Этот режем можно использовать совместно с УСН.

Самозанятые водители имеют право перевозить грузы

Недостатком рассматриваемого способа является то, что налог в полном объёме должен быть заплачен даже тогда, когда услуги грузоперевозки вообще не оказывались. Сумма выплат зависит от региона или области.

УСН (Упрощенка)

Упрощённый режим налогообложения. При его применении надо выбирать один из двух вариантов:

  1. Расчёт налогов на основе полученного дохода без учёта расходов. В этой ситуации ставка составит 6%.
  2. Работа по системе «доходы минус расходы». В этом случае для расчёта обязательной уплаты из полученного суммарного дохода вычитаются документально подтверждённые собственные расходы. В этом случае налоговая база будет меньше, но ставка будет составлять 15%.

Индивидуальный предприниматель не может отказаться от упрощёнки до тех пор, пока не закончится календарный год.

Работать на патентной системе может быть выгодней. чем на общей

Этот способ налогообложения может быть выгодным при автомобильных грузоперевозках, однако его могут использовать только те, кто удовлетворяет следующим условиям:

  • Общая численность трудового коллектива может составлять не более ста человек.
  • Отчётным периодом здесь является календарный год. Суммарная величина дохода за этот период не может быть больше, чем 150 миллионов рублей.
  • Остаточная стоимость основных средств согласно отчетности не может превысить 150 миллионов рублей по состоянию на начало 4 квартала.
  • За первые 9 месяцев полученные средства не должны стать больше 112,5 миллионов рублей.
Читать еще:  Грузовик в лизинг для ИП

Те, кто пользуются таким вариантом, получают ряд преимуществ:

  • Имеется два варианта, из которых можно выбрать наиболее подходящий.
  • Для ведения бухгалтерской документации требуются минимальные усилия. Ему не требуется вести кассу.
  • При уплате соответствующих сумм в Пенсионный фонд, их можно вычесть из НДФЛ при оплате за год.

Несмотря на ограничения по количеству людей и выручке, эта система является предпочтительной во многих случаях. При этом почти не требуется проводить заполнение бухгалтерских документов.

Можно начать с одной машины и создать прибыльный бизнес

Общая система требует ведения бухгалтерии в полном объёме. Он подойдёт тем, у кого бизнес достаточно развит. При такой деятельности нет ограничений на количество грузовых автомобилей, размер дохода. В этом случае удобно работать с теми ИП, которые являются плательщиками НДС и юридическими лицами.

Однако в рассматриваемом случае имеются следующие недостатки:

  1. В процессе работы ИП перевозки требуют оформить значительное количество документов.
  2. Отчётность вести и заполнять формы самостоятельно не получится и потребуется нанять для этого профессионального бухгалтера.
  3. Потребуется платить НДС. Однако от этого можно отказаться, написав соответствующее заявление в налоговую.

Такая система для начинающих предпринимателей часто бывает недостаточно выгодна. В связи с этим рекомендуется рассмотреть вопрос перехода на одну из специальных систем налогообложения.

Патент (ПСН)

Оплата патента осуществляется на срок от 1 до 12 месяцев.

При этом патент на грузоперевозки предполагает такие ограничения для ИП:

  1. Сотрудников не больше 15 человек.
  2. Выручка за период действия документа не может быть больше 60 миллионов рублей.
  3. Площадь используемой площади в течение всего срока не может быть больше 50 кв. метров.

Обратите внимание! По каждому виду деятельности патент надо получать отдельно.

Код вида деятельности (ОКВЭД) для перевозки грузов

Код ОКВЭД для грузоперевозок для ИП равен 60.24. Он охватывает любой тип предпринимательской деятельности с использованием грузовых автомобилей. Этот код не относиться к автобусному транспорту, а только к такому, который участвует в грузоперевозках.

Сколько налогов нужно платить

Виды налогов и их суммы определяются тем, на какой системе работает индивидуальный предприниматель. На общей системе необходимо заплатить подоходный налог и налог на добавленную стоимость. При УСН оплата осуществляется в соответствии с выбранным вариантом работы (6% с величины дохода или 15% с разницы между доходами и расходами).

Обратите внимание! При использовании патента или ЕНВД платят только установленную нормативами сумму.

Какие нужны документы

При поездке у водителя должен иметься оформленный путевой лист. Его должен предоставить заказчик.

Поскольку водитель может использовать собственный или арендованный автомобиль, то у него должны быть документы, которые подтверждают права на пользование и управление(водительские права, СТС, страховой полис, доверенность если ТС арендовано).

При проверке у индивидуального предпринимателя могут потребовать экспедиторский договор, если он был оформлен.

Важно правильно выбрать систему налогообложения

Возможны ли грузоперевозки на самозанятости

При ведении бизнеса, предприниматель стремится не только сделать его надёжным и прибыльным, но и делает всё возможное, чтобы росли его масштабы. До начала 2019 года для небольшого бизнеса было выгодно открытие в качестве индивидуального предпринимателя. Конечно, оставалась ещё возможность создать общество с ограниченной ответственностью, но в этом случае затраты на регистрацию и ведение деятельности были гораздо больше.

Обратите внимание! Начиная с 1 января 2019 года появилась возможность заниматься предпринимательской деятельностью, зарегистрировавшись в качестве самозанятого лица. Эта возможность является новой и пока ещё вызывает различные вопросы о том, как правильно зарегистрироваться и начать вести дела в таком статусе.

Деятельность самозанятых лиц регулируется законом № ФЗ-422. В нём указаны ограничения для тех, кто хочет использовать такую систему налогообложения, в том числе при грузоперевозках и фрахтовании. Вот некоторые из них:

  1. Занимаясь бизнесом такое лицо не имеет права нанимать работников.
  2. Самозанятые не обязаны платить отчисления в социальные фонды. У них отсутствует фиксированная выплата в Пенсионный фонд.
  3. При осуществлении услуг грузового такси (осуществления перевозок за плату в интересах третьих лиц), водитель обязан получить электронный чек об оплате онлайн, воспользовавшись соответствующим приложением (программа «Мой налог») на смартфоне.
  4. В таком статусе могут находиться лица, годовой доход которых не превосходит 2,4 миллиона рублей. Здесь рассматривается сумма, которая рассчитывается для календарного года.

Самозанятые имеют право выполнять грузоперевозки, но не должны при этом использовать наёмный труд.

Самозанятые, которые осуществляют транспортировку грузов, обязаны открыть и иметь при себе путевой лист. Его должен оформить заказчик. Такие лица платят небольшой налог, он различается в зависимости от того, кто является заказчиком:

  1. Если транспорт используется для юридического лица, то величина налога равна 6% от суммы оплаты.
  2. При работе с физическими лицами ставка будет меньше — теперь она составит 4%.

Индивидуальным предпринимателям разрешается проводить оформление самозанятости, чтобы перевезти грузы, не отказываясь от регистрации ИП.

ИП при оформлении должен правильно указать ОКВЭД

Что лучше самозанятость или ИП

Преимущества различных систем работы связаны с тем, сколько налогов необходимо заплатить и с условиями, на которых разрешается использовать тот или иной вариант.

Как известно, самозанятые могут зарабатывать только своим трудом. Поэтому перевозить груз они обязаны сами. Тем самым не получится использовать одновременно два или большее количество машин для этой цели.

Другое важное ограничение — это сумма дохода, которую получит водитель за календарный год. Она не может превышать 2,4 миллиона рублей. Если перевозчик успешно развивается — он может превысить этот лимит в середине года. Поэтому в такой ситуации достаточно оформить ИП и подать заявление в налоговую для получения возможности работать должным образом на соответствующей системе для индивидуальных предпринимателей.

Обратите внимание! При расчёте налога важно учитывать, какого рода клиенты у самозанятого лица.

Если это физические лица, то налог равен 4% от полученной суммы дохода. Эта сумма выгодна в большинстве случаев. Однако при наличии клиентов-юридических лиц, обязательный платёж возрастёт в полтора раза и составит 6% от оплаты.

Поэтому прежде, чем осуществить выбор, нужно посчитать налоговые платежи. Самозанятость выгодна в первую очередь тем, кто только начинает свой бизнес. Работая первоначально на Газели, он сможет постепенно построить прибыльный бизнес. При предоставлении услуг, относящихся к грузоперевозкам важно сравнить доступные варианты налогообложения, сделать расчёты и выбрать тот, который окажется выгоднее.

Учет в транспортном предприятии: особенности услуг по перевозке грузов

Широка страна моя родная… Много в ней не только лесов, полей и рек, но и продавцов и покупателей. Как быть, если продавец в Москве, а покупатель во Владивостоке? Впрочем, даже если брать соседние города, то товар между ними все равно сам собой не переместится, телепортация пока недоступна человечеству.

Не каждая организация располагает собственным парком авто на любой вкус. В таких ситуациях на помощь приходят автотранспортные предприятия, готовые доставить груз из заданной точки А в точку Б.

Между тем у бухгалтера своя задача – организовать учет в транспортном предприятии таким образом, чтобы соблюсти все нормы законодательства. А их немало!

Содержание статьи:

1. Нормативные документы по перевозке грузов

2. Необходимые документы для перевозки груза автомобильным транспортом

3. Договор с перевозчиком на перевозку грузов

4. Система налогообложения для транспортного предприятия с грузоперевозками

5. Учет в транспортном предприятии: что важно?

6. Бухгалтерский учет перевозки грузов

7. Порядок учета НДС в транспортной организации

8. Учет автомобильных перевозок: разберем пример

Итак, идем по порядку.

1. Нормативные документы по перевозке грузов

Транспортная система грузоперевозок основывается на следующих нормативных документах Российского законодательства:

Гражданский кодекс РФ (часть 2, раздел IV, гл.40, 41) регламентирует:

  • общие положения о перевозках;
  • оформление договоров перевозки, фрахтования, между перевозчиками;
  • сроки подачи, доставки грузов;
  • ответственность перевозчика, возникающую на разных стадиях процесса транспортировки;
  • претензии и иски;
  • организация процесса транспортной экспедиции.

Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», раскрывает:

  • правила перевозок грузов;
  • меры государственного надзора;
  • виды перевозок;
  • определения массыи пломбирование грузов;
  • хранение грузови очистка транспортных средств перевозчиком;
  • особенности заключения, изменения условий договоров транспортировки;
  • ответственность грузоотправителей, грузополучателей;

Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 12.12.2017) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». Данное постановление отражает следующие критерии организации грузоперевозок:

  • принципы заключения договора на перевозку грузов;
  • порядок предоставления транспортных средств и предъявления груза для перевозки;
  • определение массы допустимого груза;
  • порядок составления актов и оформление претензий.

Приказ Минтранса России от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» излагает:

  • обеспечение безопасности перевозки грузов.

Лицензия – документ, предоставляющий разрешение на определенные виды деятельности. Данное разрешение выдает Министерство транспорта и связи через транспортные инспекции. Отдельные виды транспортных услуг предусматривают лицензирование:

  • перевозка особо опасных грузов;
  • международные перевозки грузов.

на остальные перевозки она не требуется.

Это не все нормативные документы по перевозке грузов, с которыми должен быть знаком бухгалтер транспортной организации. Существуют другие нормативные акты, более частного порядка, такие как правила дорожного движения, правила технической эксплуатации автомобилей и их технического обслуживания и др.

2. Необходимые документы для перевозки груза автомобильным транспортом

Грузоперевозки представляют собой особый род взаимоотношений между получателем груза и отправителем, который нужно подтвердить документально. Для осуществления грузоперевозок на территории РФ нужно иметь определенный перечень документов, которые касаются как водителя, так и груза.

Документы водителя и авто:

  • водительское удостоверение определенной категории;
  • паспорт;
  • паспорт транспортного средства и талон тех паспортана автотранспорт;
  • страховой полис ОСАГО владельца ТС;

Документы для перевозки груза автомобильным транспортом у перевозчика:

  • путевой лист, оформленный соответствующим образом. Он должен содержать в себе данные по гос. номеру автомобиля, километраж на начало пути, информацию о расходе ГСМ, дату выдачи бланка, реквизиты ТТН на груз, отметку о прохождении медосмотра;
  • копия трудового договора водителя (если он не владелец ТС);
  • сертификат качества товара (выдает грузоотправитель);
  • доверенность на управление транспортным средством, если водитель наемное лицо;
  • договор на оказание услуг транспортировки;
  • транспортная накладная если нет необходимости в товарно-транспортной.

Документы грузоотправителя:

  • товарно-транспортная накладная в 4-х экземплярах, которая обычно оформляется грузоотправителем, содержит в себе товарный и транспортный раздел;
  • дополнительные документы, если это продукты, алкоголь, животные.

Одним из наиболее важных документов, подтверждающим услуги перевозки, является транспортная накладная (утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272). Это первичный документ, на основании которого перевозчик подтверждает практически все свои расходы, связанные с перевозкой. Это списание ГСМ, заработная плата водителя и текущий ремонт автомобиля. Ее составляют обязательно в трех экземплярах.

Читать еще:  Внесение денег на расчетный счет ООО учредителем

Наряду с этим документом действует товарно-транспортная накладная № Т-1 (утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78)

Товарно-транспортная накладная используется, когда грузоотправитель может выступать и перевозчиком в одном лице. Когда перевозчик — отдельное юридическое лицо, применяется транспортная накладная, а грузоотправитель в этом случае оформляет накладную ТОРГ-12 и счет-фактуру, если работает с НДС. Оба документа не оформляются одновременно на одну перевозку.

3. Договор с перевозчиком на перевозку грузов

Договор о перевозке груза представляет собой соглашение между грузоотправителем и перевозчиком. В нем оговариваются все необходимые условия (ГК РФ ч. 2, раздел IV. глава 40, ст. 785):

  1. в первую очередь, прописываются сведения о грузе (наименование, объем, суммарный вес и так далее), адрес, куда необходимо доставить груз;
  2. время, в течение которого перевозчик может выполнить услугу, возможно — с указанием промежуточных пунктов на пути следования;
  3. финансовое вознаграждение, сумма которого определяется индивидуально сторонами, должно быть прописано с учетом способа его оплаты;
  4. ответственность и обязательства каждой из сторон, прописанные конкретно, помогут избежать дальнейших споров в случае критической ситуации;
  5. другие условия договора, если в этом возникает потребность сторон;
  6. полные данные о реквизитах сторон и печати.

Компания, которая отправляет груз, должна его предоставить к назначенному времени, в соответствующей таре, или без, если этого не требуется. Водитель от грузоотправителя получает необходимые документы, перечисленные выше. После этого происходит погрузка, грузоотправитель должен проконтролировать это процесс, если это необходимо и оговорено соглашением. Это предотвратит недоразумения, если произойдет порча груза. А также позволит предъявлять финансовую компенсацию в соответствующих ситуациях.

Исполнитель, в свою очередь должен своевременно подать транспортное средство в пригодном для погрузки состоянии. Во время доставки, перевозчик несет ответственность за сохранность груза, обязан доставить груз в срок и по указанному адресу.

Грузоперевозчик имеет право требовать необходимой отметки в сопроводительных документах груза и взыскание финансовых потерь при простое автомобиля по вине грузоотправителя. Эти ситуации тоже стоит заранее оговорить, заключая договор с перевозчиком на перевозку грузов.

4. Система налогообложения для транспортного предприятия с грузоперевозками

Учет в транспортном предприятии зависит от выбранной системы налогообложения. Рассмотрим обзорно различные системы налогообложения, которые могу применяться:

В данной таблице не упомянута общая (стандартная) система налогообложения – ОСНО. Ее преимущество — отсутствие каких либо ограничений по видам деятельности, количеству сотрудников, полученным доходам. Однако и налоговая нагрузка здесь будет самой высокой.

В основном ОСНО применяют крупные предприятия, которые являются плательщиками НДС. Они сотрудничают с теми же, кто платит этот налог. Для предприятий, занимающихся грузоперевозками, причиной применения этой системы является наличие «входного» НДС.

5. Учет в транспортном предприятии: что важно?

Методы ведения бухгалтерского и налогового учета в организации, оказывающей транспортные услуги, закрепляются в учетной политике. Себестоимость транспортных услуг зависит от состава затрат. Основные виды расходов, отражающие специфику деятельности:

  1. Амортизация основных фондов. Это распределение стоимости автомобилей, посредством ежемесячного списания на себестоимость услуг, в зависимости от установленных норм амортизации.
  2. ГСМ. В составе затрат на топливо отражается стоимость приобретенных всех видов топлива, расходуемого на нужды автотранспортного предприятия. ГСМ рассчитывается по нормам с учетом пробега автомобиля.
  3. Запасные части и ремонт. Стоимость всех расходуемых при ремонте и техническом обслуживании транспорта материалов. Сюда входит автомобильная резина, инструменты, приспособления, инвентарь и другие малоценные быстроизнашивающиеся предметы. Возможно списание этих затрат без создания резерва на ремонт.
  4. Расходы на оплату труда, в состав которых входит сумма начисленной заработной платы и отчисления на страховые взносы. Эти расходы могут быть прямыми, если заработная плата начисляется сотрудникам, которые непосредственно заняты оказанием услуг. Расходы могут быть косвенные, если оплачивается труд управленческого персонала организации.
  5. Страхование автотранспорта. Это может быть обязательная страховка ОСАГО, либо добровольное. Страхование риска утраты (гибели) и повреждения автомобиля производится по договору добровольного имущественного страхования (договору КАСКО).
  6. Прочие затраты, отражают суммы начисленных налогов (транспортный налог), платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, затраты на командировки, плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану, за подготовку и переподготовку кадров, проценты за пользование кредитом и др.

6. Бухгалтерский учет перевозки грузов

Компании, оказывающие транспортные услуги, имеют на своем балансе или по договору аренды автомобили. Если вы арендуете автомобиль у физического лица, то прочитайте эту статью. Минтрансом установлено вести учет нормируемых и текущих расходов транспорта. От марки автомобиля и условий его эксплуатации зависит величина и перечень расходов компании.

Затраты должны быть экономически обоснованы по следующим параметрам:

Документооборот и особенности учета: автомобильные грузоперевозки

Владельцы автотранспорта несут затраты на эксплуатацию автомобилей, а владельцы грузов — на расчеты с перевозчиками. Кроме того, подлежат учету перевозимые товарно-материальные ценности. У грузоотправителя они подлежат списанию, у грузополучателя — оприходованию. Разберем, как правильно оформлять первичные документы при автомобильных грузоперевозках.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Грузоперевозки и ведение учета

Основа бухгалтерского учета — документирование фактов хозяйственной жизни. Представить себе хозяйственную деятельность без автомобильных грузоперевозок невозможно. Поэтому практически не найдется бухгалтера, которого бы не интересовали проблемы оформления документов при транспортировке грузов.

Владелец транспорта

Чтобы разобраться в принципах учета, сначала следует определить, кто является владельцем транспорта, перевозящего груз. Таким лицом может быть грузоотправитель. Следовательно, плату за перевозку он не вносит.

Автотранспорт может принадлежать грузополучателю. При таких обстоятельствах он осуществляет самовывоз груза.

В перевозке могут участвовать три разных лица — грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик, привлеченный для оказания услуги по транспортировке на возмездной основе. При этом отношения с перевозчиком регламентирует гражданское законодательство. Если договор на перевозку заключает грузоотправитель, то применяется глава 40 «Перевозка» ГК РФ и Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Если же заказчиком перевозки выступает грузополучатель, то он заключает с перевозчиком договор транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В таком случае надлежит руководствоваться главой 41 «Транспортная экспедиция» и Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». К названным федеральным законам изданы подзаконные акты:

Наконец, грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. В этом случае с владельцем транспорта заключается договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ). Такая перевозка не сопровождается изменением собственника перевозимых ТМЦ.

Переход права собственности

Следующий момент, который необходимо уяснить бухгалтеру для организации правильного документооборота, — о переходе права собственности на груз. Очевидно, у перевозчика или у экспедитора груз числится в забалансовом учете — на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Передача ТМЦ от грузоотправителя грузополучателю (через перевозчика) не обязательно сопровождается переходом права собственности на активы. Например, к грузополучателю товары могут поступать для последующей реализации по договору комиссии, материалы — в качестве давальческого сырья для дальнейшей переработки. А объекты основных средств могут транспортироваться для передачи в аренду. Иными словами, нужно уяснить характер отношений (вид сделки) между отправителем и получателем груза.

Если между отправителем и получателем заключен договор купли-продажи, то в результате ТМЦ сменит собственника. Однако момент перехода права собственности может быть определен по-разному. Статья 458 (п. 2) ГК РФ гласит: в случаях, когда из договора не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

С точки зрения учета это означает: если право собственности на товар перешло к покупателю-грузополучателю при передаче товара перевозчику, то соответствующие ТМЦ подлежат списанию с баланса продавца-грузоотправителя в этот же момент. Одновременно продавец может признать затраты на доставку, перевозку он не контролирует.

Если же право собственности на ТМЦ переходит к покупателю при их вручении (п. 1 ст. 223, п. 1 ст. 224 ГК РФ), то для списания активов с баланса продавцу необходимо документальное подтверждение такого вручения. Исходя из всех этих обстоятельств определяется надлежащий документооборот.

Учет грузоперевозок: признание расходов

Оформление первичных документов интересует бухгалтеров в первую очередь в целях налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 172, абз. 9 ст. 313 НК РФ). Затраты производственной организации на перевозку грузов внутри организации и доставку готовой продукции покупателям в соответствии с условиями договоров относятся к материальным расходам (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Они отражаются в налоговом учете на основании акта приемки-передачи услуг, подписанного налогоплательщиком (п. 2 ст. 272 НК РФ). А вот что это за акт — ни налоговое, ни гражданское законодательство не проясняют…

Торговые организации руководствуются другой нормой. А именно: при реализации имущества продавец вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по транспортировке реализуемого имущества (п. 1 ст. 268 НК РФ). Однако из письма МНС РФ от 17.06.2004 № 22-1-14/1058@ следует, что затраты на транспортировку в торговле материальными расходами не считаются. Поэтому их правомерно классифицировать как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие затраты принимаются в расходах на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров перевозки или на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Что касается расходов на реализацию ТМЦ, то они признаются на дату реализации, то есть перехода права собственности к покупателю (п. 1 ст. 39, пп. 1 и пп. 3 п. 1 ст. 268, п. 2 ст. 318 НК РФ). Разумеется, такой переход требует документального подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Документы для грузоперевозок. Первичные учетные документы

Как видно, задача для организации учета вырисовывается непростая. Ее решение требует от бухгалтера тщательного анализа условий каждой перевозки или блока однотипных перевозок.

Универсальный рецепт выдать затруднительно. Ситуация усугубляется еще и тем, что в связи с изменением законодательства о бухгалтерском учете с 1 января 2013 г. пришлось пересмотреть требования к оформлению «первички». Такой тезис может удивить читателя — ведь базовые требования к первичным документам федеральных законов «О бухгалтерском учете» — от 21.11.1996 № 129-ФЗ и от 06.12.2011 № 402-ФЗ — сохранились в прежнем виде.

Причина кроется в формулировке другой нормы. Старый и новый подходы отражены в таблице.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector