Двухканальная система налогообложения

Формы правления и государственного устройства

Формы организации государства и права

Государство — политическая организация, при помощи которой осуществляется управление обществом.

Государство и право неразрывно связаны. Изучение государства и права следует начинать с происхождения государства. Возникновению государства предшествовал первобытно-общинный строй, при котором основой производственных отношений была общественная собственность на средства производства. Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился столетиями; в различных исторических регионах распад первобытно-общинного строя и появление государства происходили по-разному в зависимости от исторических условий.

Первые государства были рабовладельческими. Вместе с государством возникло и право как выражение воли господствующего класса.

Известно несколько исторических типов государства и права — рабовладельческий, феодальный, буржуазный. Государство одного и того же типа может иметь разные формы устройства, правления, политического режима.

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

  • форма правления — определяет кому принадлежит власть;
  • форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;
  • политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Форма государственного правления

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

  • абсолютная (всевластие главы государства);
  • конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

  • парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
  • президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);

Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальным отличительным признаком президентской республики является отсутствие должности премьер- министра, а также жесткое разделение властей.

Особенностями президентской республики являются: внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; отсутствие парламентской ответственности, т. е. возможности роспуска парламента президентом.

В парламентарной республике провозглашается принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальным отличительным признаком парламентарной республики является наличие должности премьер-министра.

Во второй половине XX в. появились смешанные формы правления, сочетающие в себе черты президентской и парламентарной республик.

Формы государственного устройства

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарное государство

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

  • существование одноуровневой системы законодательства;
  • подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
  • существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративное государство

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

  • союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
  • наличие двухуровневой системы государственных органов;
  • двухканальная система налогообложения.

Федерации можно классифицировать:

  • по принципу формирования субъектов:
    • административно-территориальные;
    • национально-государственные;
    • смешанные.
  • по юридической основе:
    • договорные;
    • конституционные;
  • по равенству статусов:
    • симметричные;
    • ассиметричные.

Конфедерация

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

  • межгосударственные союзы;
  • содружества;
  • сообщества государств.

Политический режим

Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим; государство — правовым, авторитарным, тоталитарным.

Характеристика Российского государства

Российское государство — это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

В состав России входят 89 субъектов Российской Федерации: республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конституцию и законодательство, остальные субъекты Российской Федерации — свои уставы и законодательства.

В ст. 1 Конституции Российской Федерации сказано: “Российская Федерация — Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами”.

Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей.

Понятие и основные положения конституционного (государственного) права

Конституционное (государственное) право является основополагающей отраслью права Российской Федерации.

Конституционное право закрепляет принципы, основные отправные начала, которыми должны руководствоваться все другие отрасли права. Именно конституционное право определяет экономическую систему Российской Федерации, положение личности, фиксирует государственное устройство России, систему судебных органов.

Основной нормативный источник этой отрасли права — Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция закрепила факт существования России в качестве самостоятельного независимого государства, что, как известно, произошло 25 декабря 1991 г.

Основы конституционного строя закреплены в первой главе Конституции. Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Демократизм Российской Федерации проявляется прежде всего в том, что человек, его права и свободы объявлены Конституцией высшей ценностью, а государство берет на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Демократизм Российской Федерации состоит также в том, что власть народа проявляется во время референдумов и свободных выборов.

В состав России входит некоторое число равноправных субъектов Российской Федерации, каждый из которых имеет свое законодательство. Это и есть федеративное устройство России.

Вместе с тем федеративное устройство России основывается на государственной целостности страны и на единстве системы государственной власти.

Конституция подчеркивает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории России, а самой территории нашей страны обеспечивается целостность и неприкосновенность.

Правовой характер государства и права России проявляется в том, что все основные общественные отношения, все права и обязанности граждан должны определяться правом и фиксироваться прежде всего на уровне закона. Кроме того, соблюдение закона должно быть обязательным не только для отдельных граждан и организаций, но и для всех органов государственной власти, в том числе для высших органов власти и управления.

Республиканская форма правления в России определяется наличием трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Все они находятся во взаимном единстве и вместе с тем контролируют друг друга, обеспечивают равноправие различных ветвей власти.

Читать еще:  Как избавиться от ООО без проверки

В конституционном праве закреплены и важнейшие принципы экономической жизни страны. Это прежде всего единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, обеспечение свободы экономической деятельности.

Основой экономических отношений являются нормы, касающиеся собственности. В России признаются и получают равную защиту частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Этот принцип, относящийся к собственности, применяется и к одному из важнейших богатств страны — к земле. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В России провозглашено и проводится в жизнь идеологическое и политическое многообразие. При этом никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной или обязательной.

Россия — светское государство. А это значит, что никакая религия не может быть введена в качестве государственной или обязательной, а церковь отделена от государства.

В Конституции России установлены основные принципы построения правовой системы и законодательства.

Конституция России имеет высшую юридическую силу. Она является законом прямого действия, т. е. может сама по себе применяться на практике и в судах.

Все законы подлежат обязательному официальному опубликованию, без чего они не применяются.

Любые нормативные акты (а не только законы), затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Наконец, поскольку Россия входит в сообщество государств мира, она применяет общепризнанные мировые принципы и нормы права. Правила международного договора, в котором участвует Российская Федерация, считаются обязательными для применения на территории России.

Формы правления и государственного устройства

Формы организации государства и права

Государство — политическая организация, при помощи которой осуществляется управление обществом.

Государство и право неразрывно связаны. Изучение государства и права следует начинать с происхождения государства. Возникновению государства предшествовал первобытно-общинный строй, при котором основой производственных отношений была общественная собственность на средства производства. Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился столетиями; в различных исторических регионах распад первобытно-общинного строя и появление государства происходили по-разному в зависимости от исторических условий.

Первые государства были рабовладельческими. Вместе с государством возникло и право как выражение воли господствующего класса.

Известно несколько исторических типов государства и права — рабовладельческий, феодальный, буржуазный. Государство одного и того же типа может иметь разные формы устройства, правления, политического режима.

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

  • форма правления — определяет кому принадлежит власть;
  • форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;
  • политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Форма государственного правления

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

  • абсолютная (всевластие главы государства);
  • конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

  • парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
  • президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);

Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальным отличительным признаком президентской республики является отсутствие должности премьер- министра, а также жесткое разделение властей.

Особенностями президентской республики являются: внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; отсутствие парламентской ответственности, т. е. возможности роспуска парламента президентом.

В парламентарной республике провозглашается принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальным отличительным признаком парламентарной республики является наличие должности премьер-министра.

Во второй половине XX в. появились смешанные формы правления, сочетающие в себе черты президентской и парламентарной республик.

Формы государственного устройства

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарное государство

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

  • существование одноуровневой системы законодательства;
  • подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
  • существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративное государство

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

  • союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
  • наличие двухуровневой системы государственных органов;
  • двухканальная система налогообложения.

Федерации можно классифицировать:

  • по принципу формирования субъектов:
    • административно-территориальные;
    • национально-государственные;
    • смешанные.
  • по юридической основе:
    • договорные;
    • конституционные;
  • по равенству статусов:
    • симметричные;
    • ассиметричные.

Конфедерация

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

  • межгосударственные союзы;
  • содружества;
  • сообщества государств.

Политический режим

Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим; государство — правовым, авторитарным, тоталитарным.

Характеристика Российского государства

Российское государство — это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

В состав России входят 89 субъектов Российской Федерации: республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конституцию и законодательство, остальные субъекты Российской Федерации — свои уставы и законодательства.

В ст. 1 Конституции Российской Федерации сказано: “Российская Федерация — Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами”.

Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей.

Понятие и основные положения конституционного (государственного) права

Конституционное (государственное) право является основополагающей отраслью права Российской Федерации.

Конституционное право закрепляет принципы, основные отправные начала, которыми должны руководствоваться все другие отрасли права. Именно конституционное право определяет экономическую систему Российской Федерации, положение личности, фиксирует государственное устройство России, систему судебных органов.

Основной нормативный источник этой отрасли права — Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция закрепила факт существования России в качестве самостоятельного независимого государства, что, как известно, произошло 25 декабря 1991 г.

Основы конституционного строя закреплены в первой главе Конституции. Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Демократизм Российской Федерации проявляется прежде всего в том, что человек, его права и свободы объявлены Конституцией высшей ценностью, а государство берет на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Демократизм Российской Федерации состоит также в том, что власть народа проявляется во время референдумов и свободных выборов.

Читать еще:  Как получить окпо для ООО

В состав России входит некоторое число равноправных субъектов Российской Федерации, каждый из которых имеет свое законодательство. Это и есть федеративное устройство России.

Вместе с тем федеративное устройство России основывается на государственной целостности страны и на единстве системы государственной власти.

Конституция подчеркивает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории России, а самой территории нашей страны обеспечивается целостность и неприкосновенность.

Правовой характер государства и права России проявляется в том, что все основные общественные отношения, все права и обязанности граждан должны определяться правом и фиксироваться прежде всего на уровне закона. Кроме того, соблюдение закона должно быть обязательным не только для отдельных граждан и организаций, но и для всех органов государственной власти, в том числе для высших органов власти и управления.

Республиканская форма правления в России определяется наличием трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Все они находятся во взаимном единстве и вместе с тем контролируют друг друга, обеспечивают равноправие различных ветвей власти.

В конституционном праве закреплены и важнейшие принципы экономической жизни страны. Это прежде всего единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, обеспечение свободы экономической деятельности.

Основой экономических отношений являются нормы, касающиеся собственности. В России признаются и получают равную защиту частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Этот принцип, относящийся к собственности, применяется и к одному из важнейших богатств страны — к земле. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В России провозглашено и проводится в жизнь идеологическое и политическое многообразие. При этом никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной или обязательной.

Россия — светское государство. А это значит, что никакая религия не может быть введена в качестве государственной или обязательной, а церковь отделена от государства.

В Конституции России установлены основные принципы построения правовой системы и законодательства.

Конституция России имеет высшую юридическую силу. Она является законом прямого действия, т. е. может сама по себе применяться на практике и в судах.

Все законы подлежат обязательному официальному опубликованию, без чего они не применяются.

Любые нормативные акты (а не только законы), затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Наконец, поскольку Россия входит в сообщество государств мира, она применяет общепризнанные мировые принципы и нормы права. Правила международного договора, в котором участвует Российская Федерация, считаются обязательными для применения на территории России.

Налоговая система федеративного государства

Понятие федеративного государства

В ходе развития человеческой цивилизации возникли государства.

Государством в широком смысле называется политическая система управления территорией страны.

Каждое государство уникально. Но среди разнообразия черт можно выделить несколько общих принципов. В соответствии с ними государства можно классифицировать по формам правления или типу государственного устройства.

Согласно последнего принципа все государства условно делятся на унитарные, федеративные (федерации) и конфедерации.

Федеративным государством (федерацией) называется такая форма устройства государства, при котором составляющие ее территориальные единицы провозглашены государственными образованиями и обладают политической самостоятельностью в определенных законом пределах.

Субъектом федерации называется политическое образование на части территории страны, которое имеет целый ряд признаков государства (символику, законы, органы управления), но не имеет государственного суверенитета.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

То есть, исходя из определения, субъекты федерации (составляющие) имеют значительную самостоятельность в решении многих экономических и политических вопросов, но не обладают суверенитетом. Среди федераций, согласно различным критериям, выделяют:

  • административно-территориальные федерации;
  • национально-государственные федерации;
  • смешанные федерации;
  • договорные и конституционные федерации;
  • симметричные и асимметричные федерации.

Федеративное государство отличается от унитарного целым рядом черт. Оно имеет две системы высших органов власти – субъектов федерации и общегосударственных (федеральных). Это касается всех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной). Поэтому субъекты федерации, как правило, имеют свою законодательную базу (основные законы). Но при этом должно признаваться верховенство общегосударственных (федеральных) законов.

Субъекты федерации имеют многие черты государства. Они могут иметь свою столицу, государственные символы (герб, флаг, гимн) и даже институт гражданства. Но они не обладают государственным суверенитетом (независимостью).

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Субъекты федерации могут иметь различные исторически сложившиеся названия. Это могут быть штаты, земли, республики, провинции, области, края, округа и пр. Но они не могут быть субъектами международных отношений.

Исходя из всего выше сказанного, можно выделить следующие характерные черты федеративного государства:

  • в состав федерации входят отдельные субъекты (штаты, области, земли, эмираты, республики, провинции и т.п.);
  • верховная власть в федеративном государстве принадлежит федеральным органам власти;
  • полномочия между федеральными властями и власти субъекта федерации разграничиваются общегосударственной (федеральной) конституцией;
  • субъекты федерации могут иметь свои законы, судебную и исполнительную власть;
  • общегосударственная внешнеполитическая деятельность осуществляется через федеральные государственные органы;
  • федеративное государство имеет двухпалатную структуру парламента (нижняя палата – представители всей страны, верхняя палата – представители субъектов федерации);
  • система налогообложения имеет двухканальную структуру.

Содержание и функции налоговой системы

Налоги – это обязательный признак и атрибут государственности. Налоги появились параллельно с возникновением государств. Их количество, размер и порядок введения постоянно менялись на протяжении развития государств и общества.

Налогами называются обязательные безвозмездные денежные платежи, которые принудительно взимаются представителями или органами государственной власти для финансового обеспечения деятельности государственной структуры и выполнения государством его функций.

Количество налогов и порядок их начисления и уплаты определяется действующей законодательной базой — налоговым законодательством (налоговым кодексом).

Вся совокупность налогов, принципы и методы их установления и отмены, начисления и сбора, органы, взимающие и контролирующие налоговые сборы, называется государственной налоговой системой.

Налоговая система выполняет следующие задачи и функции:

  • фискальную (формирование приходной части государственного бюджета);
  • распределительная (перераспределение поступивших в бюджет средств);
  • регуляторная (регулирование экономики с помощью налоговой политики);
  • функция контроля.

Особенности налоговой системы федеративного государства

Устройство налоговой системы федерального государства определяется спецификой устройства самой федерации. Поэтому разграничение налоговых полномочий определяется особенностями формирования федерации и правовыми традициями общества. Каждое государство решает эти вопросы по-своему.

К примеру, в ФРГ большие полномочия предоставлены федеральным властям. А земельные власти существенно ограничены в праве установления налогов. С другой стороны, земельные власти занимаются взиманием налогов как федеральных, так и местных. Далее происходит перераспределение собранных средств на основе принципа «выравнивания доходов земель».

А законодательство США позволяет формировать налоговые системы своим субъектам (штатам) на основе законов этих субъектов. Поэтому ряд налогов взимается одновременно и на уровне штата, и на федеральном уровне (например, подоходный налог). В Австралии (Австралийский Союз) применяется трехуровневая налоговая система. Она состоит из федеральных налогов, налогов штатов и местных налогов.

Если говорить в общих чертах, то в настоящее время федерализм рассматривается как конкурентный. В его основе лежит принцип субсидиарности. Это означает, что конкретные задачи относительно небольших коллективов (территорий) должны решаться на как можно более низком уровне власти (самоуправления). Другими словами, финансирование многих потребностей небольших территорий должно происходить за счет налогообложения, проводимого местными органами власти.

Но часть налогов должна носить общегосударственный характер. За счет этого финансируются общие программы и задачи государства (например – обеспечение государственной безопасности и обороноспособности, международных отношений). Кроме того государство контролирует развитие каждого региона и может перераспределять федеральные налоги. Этим достигается равномерность развития всей территории страны.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Читать еще:  Как открыть курсы по обучению без лицензии

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Системы налогообложения в России 2020

Система налогообложения (налоговый режим) – это комплекс налогов, сборов и прочих обязательных платежей, которые обязан уплачивать в государственную казну хозяйствующий субъект, ведущий предпринимательскую деятельность, в соответствии с действующим налоговым законодательством.

На сегодняшний день в Российской Федерации действует 5 налоговых режимов, которые условно подразделяются на 2 группы:

Рассмотрим каждый режим более подробно:

Общая система налогообложения (ОСНО, ОСН, ОРН)

ОСНО – стандартный режим, по умолчанию присваиваемый любому налогоплательщику, если он при прохождении процедуры государственный регистрации бизнеса не заявил о своем желании применять один из спецрежимов. Другое название системы – традиционная, основная.

Также любой хозяйствующий субъект автоматически попадет на ОСН, если он перестал соответствовать требованиям льготного режима, который использовался в установленном порядке в течение календарного года.

ОСНО является самым сложным, трудоемким и затратным видом налогообложения.

Добровольно его выбирают только те налогоплательщики, которые по объективным причинам не попадают под ограничения, установленные для применения льготных налоговых систем:

  • имеют большое количество персонала и (или) высокий уровень доходов;
  • ведут деятельность, предусматривающую работу с контрагентами, также находящимися на ОСН.

Упрощенная система налогообложения (УСНО, УСН, упрощенка)

УСНО – один из специальных режимов для юрлиц и ИП, предусматривающий пониженную налоговую нагрузку и доступный для самостоятельного администрирования даже начинающим бизнесменам.

При этом налогоплательщик может выбрать один из двух вариантов расчета налогов, исходя из особенностей экономической деятельности:

  1. УСН – «доходы» (уплачивается налог с полученных доходов в размере 6%).
  2. УСН – «доходы минус расходы» (из суммы полученных доходов вычитаются произведенные затраты, и с этой разницы рассчитывается налог в размере 15%).

См. подробнее про упрощенку.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД, вмененка)

ЕНВД – льготный режим для юрлиц и ИП, который можно применять, занимаясь только определенными видами предпринимательской деятельности. Как правило, это виды бизнеса, связанные с торговлей в розницу и оказанием бытовых услуг населению.

При этом не имеет значения, сколько фактически зарабатывает налогоплательщик, налог взимается с потенциально возможного дохода, который устанавливается НК РФ и напрямую зависит от физического показателя. Таким показателем могут являться количество наемного персонала, размер торговой площади и т. д.

Размер налога (в пределах от 7,5 до 15%) и перечень видов деятельности, который попадает под ЕНВД, утверждаются в законодательном порядке властями региона, в котором работает (или планирует вести деятельность) хозяйствующий субъект.

Патентная система налогообложения (ПСН, патент)

ПСН – льготный вид налогообложения, который доступен только ИП, у которых трудится не более 15 работников.

ПСН также применяется только для определенных видов бизнеса, при этом предприниматель должен купить патент на срок от 1 до 12 месяцев. Стоимость патента и является налогом, уплачиваемым в связи с применением ПСН.

Фактическая величина доходов коммерсанта в расчет не принимается, а цена патента устанавливается нормативным законодательством региона, в котором работает (планирует вести деятельность) предприниматель.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

ЕСХН – спецрежим, предназначенный исключительно для сельхозпроизводителей, которыми могут выступать как организации, так и ИП.

Главное требование – субъект должен именно производить сельхозпродукцию (переработка продукции попадает под ЕСХН только в качестве одной из стадий производственного процесса, а не как самостоятельный вид деятельности), при этом доля дохода, получаемого от сельхозпроизводства, должна составлять не менее 70% от общего объема доходов.

Фактически способ расчета налога при ЕСХН аналогичен расчету налога при УСН «доходы минус расходы», только ставка налога ниже – 6% (4% для Крыма и Севастополя).

Совмещение систем налогообложения

Налоговое законодательство РФ не запрещает совмещать две системы налогообложения, но при этом далеко не все режимы сочетаются между собой.

Сориентироваться поможет следующая таблица:

Системы налогообложения России в 2020 году

По состоянию на 2020 год для российских индивидуальных предпринимателей и организаций предусмотрено 6 режимов налогообложения: 1 общий (ОСН) и 4 специальных (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН, НПД).

Рассмотрим каждый из них более подробно.

Общая система налогообложения

Общая система налогообложения (ОСНО, ОСН, традиционная, основная) – налоговый режим, который назначается автоматически всем ИП и организациям после их создания (за исключением случаев, когда вместе с документами на регистрацию было подано заявление о переходе на один из специальных режимов).

ОСН является самым тяжелым налоговым режимом по части уплаты налогов и ведения отчетности. Как правило, общий режим используют те предприниматели и организации, которые по каким-либо причинам не могут находиться на других системах налогообложения (например, из-за большой численности сотрудников или превышающего доступные пределы размера дохода).

Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения (УСНО, УСН, упрощенка) – специальный налоговый режим, который чаще всего является самым выгодным для уплаты налогов и ведения отчетности. По сравнению с другими особыми режимами, под действие УСН попадает гораздо большее количество видов предпринимательской деятельности.

Применяя УСН, предприниматели и организации платят только один налог в соответствии с заранее выбранной ими облагаемой базой (6% от доходов или 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов).

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД, вмененка) – специальный налоговый режим, который применяется только в отношении определенных видов деятельности (как правило, это розничная торговля и оказание услуг населению).

Главной особенностью ЕНВД является то, что при исчислении и уплате налога размер реально полученного дохода значения не имеет. ЕНВД считается исходя из размера предполагаемого дохода предпринимателя, который устанавливается (вменяется) государством.

Обратите внимание! 2020 год — последний для применения ЕНВД. С 01.01.2021 этот режим отменяется. Но уже в 2020 году применять его не смогут организации и ИП, которые занимаются продажей товаров, подлежащих обязательной маркировке: обуви, лекарственных препаратов, а также одежды и аксессуаров из натурального меха. Кроме того, ЕНВД перестанет действовать с начала 2020 года в Пермском крае — так решили местные законодатели.

Единый сельскохозяйственный налог

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) – специальный налоговый режим, который предназначен специально для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Применять ЕСХН имеют право только те ИП и организации, у которых доход от сельскохозяйственной деятельности составляет больше 70%.

Как и любой другой специальный режим, ЕСХН позволяет одним единым налогом заменить все основные налоги общей системы налогообложения: НДС, налог на имущество и НДФЛ.

Патентная система налогообложения

Патентная система налогообложения (ПСН) – специальный налоговый режим, который могут применять только индивидуальные предприниматели, при этом средняя численность наемных работников у них не должна превышать 15 человек.

Применяя ПСН, индивидуальный предприниматель получает право покупать патенты (по одному на каждый) на определенные виды деятельности (как правило, это оказание бытовых услуг населению и розничная торговля).

При расчете стоимости патента размер реального полученного дохода не имеет значения. Налог на ПСН рассчитывается исходя от потенциально возможного к получению дохода, который устанавливается законами субъектов России.

Налог на профессиональный доход

Налог на профессиональный доход (НПД) действует в 2020 году в 23 регионах России в качестве эксперимента. Применять его могут самозанятые лица и ИП. У плательщиков не должно быть наемных работников, они не могут заниматься торговлей. Лимит на годовой доход — 2,4 млн рублей.

Налогом облагается весь полученный доход, расходы не учитываются. Ставки такие: 4% — если он получен от физических лиц, 6% — от организаций и ИП. Учет операций ведется в личном кабинете, там же формируются чеки. Налог ежемесячно рассчитывает ИФНС, отчетности подавать не нужно.

Совмещение систем налогообложения

Подавляющее большинство ИП и организаций во время своей деятельности используют только один из вышеперечисленных налоговых режимов, однако законом не запрещено совмещение некоторых систем налогообложения (каких именно вы можете посмотреть в этой таблице).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector